Есть разные способы кадрировать фотографии. Одни предпочитают вертикальные, другие — горизонтальные кадры, кто-то — киношные 16:9, кто-то — стремящиеся к квадрату. О последнем сегодня речь и пойдёт.
В этом материале собрали советы и лайфхаки, которые помогут создавать эффектные квадратные фотографии.
Флэтлей-натюрморт со стоящими по кругу чашками кофе просто создан для кадрирования под квадрат / Фото: unsplash.com
В этой статье:
Квадратные фотографии обладают уникальными особенностями, которые отличают их от классических прямоугольных форматов (3:2, 4:3, 16:9). Квадрат сам по себе создает ощущение стабильности и равновесия: в нем нет доминирующей стороны, как у горизонтальных или вертикальных кадров, поэтому композиция часто выглядит более целостной.
Также квадратные композиции несколько иначе воспринимаются зрителями. Если вертикальные или горизонтальные прямоугольные снимки считываются слева направо или сверху вниз, то в случае с квадратом этот вариант не проходит. Как правило, взгляд зрителя будет двигаться по кругу и останавливаться в центре изображения.
Как считываются фотографии с разными вариантами соотношения сторон / Иллюстрация: creative-photographer.com
Квадратный формат дисциплинирует, учит мыслить лаконично и идеально подходит для акцентных минималистичных кадров. Кроме того, кадрирование под квадрат избавляет от вечного вопроса — снимать вертикальный кадр или горизонтальный.
Есть и ещё один прагматичный момент: квадратные фото хорошо подходят для визуальных социальных сетей, в которых используют миниатюры, сетки или раскладки.
Если снимок изначально сделан под квадрат, на миниатюрах в соцсетях главным героям точно не обрежет ноги или головы / Иллюстрация: vk.com/raylabs
Старайтесь сразу снимать в квадрат — будет гораздо удобнее компоновать кадр.
Кто-то скажет, что снимок всегда можно обрезать, но это не так. Дело в том, что мы бессознательно стремимся сделать гармоничное фото, заполнив всё поле на экране и в видоискателе. Поэтому, если вы планируете откадрировать изображение позже, в результате может оказаться, что красивой картинки не получается.
Настройки кадрирования выставляются в любой камере и в любом смартфоне.
На смартфоне в меню выбираем вариант соотношения сторон 1:1 / Иллюстрация: Алиса Смирнова
Мы привыкли слышать, что размещать главный объект в центре кадра — ошибка новичков. Обычно этот совет ходит в обнимку с идеей всегда использовать правило третей.
Правило третей — когда важные объекты в кадре мы располагаем на пересечении прямых, делящих фото на три части / Фото: petapixel.com
Правило третей — это прекрасно, но на нём композиция в фотографии не заканчивается. Центральная компоновка кадра также имеет право на жизнь, просто не все умеют с ней работать, так как она даёт статику.
А одна из главных особенностей композиции квадратных фото — тоже статика. И эту удвоенную статику можно использовать как средство выразительности: осознанно усиливать её, создавая в кадре закрытую композицию.
Самый простой вариант — размещать объект прямо в центре кадра. Это, кстати, вполне уместно при съёмке портрета.
Нет никакой необходимости как-то смещать лицо главной героини вправо, влево, вверх или вниз / Фото: unsplash.com
Центральная композиция также хорошо подходит для предметной и контент-фотографии. Особенно в тех случаях, когда важнее дать зрителю хорошо рассмотреть товар в кадре, а не сделать красивый натюрморт.
В современной каталожной съёмке часто используется центральная композиция / Фото: unsplash.com
Среди других популярных компоновок, основанных на акцентировании статики — симметрия и отражения. Квадрат симметричен сам по себе, но если удаётся поймать в кадр ещё и симметричный сюжет, эффект станет сильнее.
Классический сюжет стрит-фото, сочетающий в себе повседневную жизнь людей и архитектуру / Фото: unsplash.com
Обратите внимание, что здесь одновременно используются симметрия и правило третей. Верх и низ арки проходят чётко по третям фотографии, а главные герои центрированы. Это к тому, что классические приёмы на квадратных снимках тоже прекрасно работают.
Самый простой способ построить в кадре симметрию — найти отражение сцены в воде или другой зеркальной поверхности.
Чтобы получать подобные кадры, часто приходится снимать с нижней точки / Фото: unsplash.com
Если хочется не усиливать статику квадрата, а, наоборот, привнести в кадр динамики, стоит использовать другие приёмы. Один из них — диагональные линии.
Когда человеческий глаз видит восходящую или нисходящую диагональ, он скользит по ней, что добавляет сюжету движения.
Диагонали считывают также слева направо. Например, здесь мы видим нисходящую диагональную линию / Фото: theclickcommunity.com
Диагонали можно создавать и из естественных линий (горизонта, стен), сильно наклоняя камеру — такой приём называется «голландский угол».
Голландский угол создаёт на снимках странный, иногда даже пугающий эффект. Этот приём часто встречается в фильмах ужаса / Фото: theclickcommunity.com
Мы уже писали о том, как на зрителя воздействуют линии в кадре — всё это справедливо и для квадратных снимков. Конечно, вертикальные или горизонтальные линии работают не так эффективно, как диагонали, но также добавляют фотографии динамики, помогают направить взгляд к смысловым центрам картинки.
Линии — канат и рельсы — подводят взгляд зрителя к главным героям кадра / Фото: iphonephotographyschool.com
То же самое касается ритмов. Повторяющиеся паттерны отлично ложатся в квадратные компоновки, образуя вместе с симметричным устойчивым кадрированием завораживающие композиции.
Чередующийся ритм с верхнего ракурса в сочетании с геометрией линий на поле / Фото: unsplash.com
Ещё один вариант для беспроигрышного результата — создавать минималистичные снимки, используя негативное пространство.
Негативное пространство — это пустые части на фото, которые заполнены нейтральным цветом или плавным градиентом. Допустим, пасмурное небо, травяное поле или однотонная стена.
Посмотрим на такой пример использования негативного пространства в квадратном кадре.
Человек на пустынном берегу кажется очень одиноким / Фото: iphonephotographyschool.com
Небо здесь — очевидное негативное пространство, которое смещает фигуру и волны в нижнюю треть изображения. Это и создаёт такой эффект: вроде ничего печального в кадре нет, а сразу ясно, что человеку на фото одиноко. Конечно, приём усиливается цветовым решением, позой модели (руки спрятаны в карманы, капюшон поднят), но композиция также имеет значение.
Кстати, имеет место и использование симметрии — фигура стоит строго посередине, уравновешивая кадр.