Съёмка товаров на белом фоне — это база фотографии. Такие снимки используются в интернет-магазинах, каталогах, на маркетплейсах, на их основе рисуют карточки товаров и инфографику.
В этом материале расскажем, какое оборудование купить, чтобы фотографировать товары на белом фоне.

Белый фон — максимально нейтральный вариант для продажи товара. Любые цветные задники будут нести в себе дополнительные смыслы / Фото: unsplash.com
В этой статье:
Лайткуб, или фотобокс — конструкция, созданная специально для каталожной съёмки некрупных предметов. Обычно это мягкая коробка на пластиковых прутьях, обтянутая изнутри белой тканью. Для фотосъёмки предмет помещают внутрь лайткуба и снимают через отсутствующую боковую стенку.
Лайткуб симпатичен тем, что он одновременно выполняет функции и фона, и источника света — по крайней мере, если брать модели со встроенной светодиодной подсветкой. Белые стенки лайткуба переотражают свет, создавая мягкое бестеневое освещение — идеальное для того, чтобы показать детали объекта в кадре.

Типичный пример съёмки на белом фоне в лайтбоксе. Теней практически нет — только небольшая внизу, под чашкой / Фото: unsplash.com
Съёмка в лайткубе — отличный вариант для любительской каталожной съёмки. Он позволяет при минимальном наборе оборудования — фотобокс и смартфон — получить достаточно хорошие фотографии. Например, эта схема идеально подойдет для небольшого магазинчика или селлера на маркетплейсе, чей бюджет не рассчитан на профессиональные фотосъёмки.
Теперь о минусах: лайткуб подходит только для съёмки относительно небольших предметов, даёт всегда однообразный свет и несколько ограничивает фотографа в ракурсах. То есть если вы хотите делать натюрморты-флетлей, фотобокс будет не самым удачным решением. А вот для пересъемки большого количества баночек крема на белом фоне — это оптимальный вариант.
Второй популярный вариант для каталожной съёмки на однотонном белом — бумажный фон. Съёмка «на бумаге» сложнее для начинающих и более требовательна к тому, как выставлен свет, но при этом даёт больше возможностей для творчества.

Например, получить подобные снимки в лайткубе — невозможно / Фото: unsplash.com
Обратите внимание на выраженную тень от предмета: для ее появления нужно, чтобы один из источников света давал достаточно выраженный резкий пучок и был ощутимо ярче, чем другие источники в схеме. В лайткубе же, напротив, источники света сбалансированы, чтобы получать бестеневое освещение.

Ещё одна причина выбрать белый фон, а не лайткуб — когда важно снимать с разных ракурсов. Например, с верхнего. В лайткубе это делать очень не удобно / Фото: unsplash.com
Важно выбрать хороший бумажный фон: чтобы он, во-первых, был достаточно плотный, не давал складок или заломов; во-вторых, не слишком бликовал. По этой причине не стоит использовать лист ватмана из ближайшего канцелярского магазина. Для качественной съёмки нужен специализированный фотофон — например, бюджетный, но достойный Raylab Ice White.
Съёмка на бумажном однотонном фоне подходит и для предметной съёмки, и чтобы отфотографировать одежду для небольшого магазина или шоурума. Понятно, что подход к настолько разным фотосетам будет несколько разным.
Так, под конкретные цели нужно выбирать фотофоны разного размера: для ювелирки или других мелких предметов достаточно небольшого фона, а если нужно снимать человека в полный рост, потребуется вариант минимум в два с половиной метра.
Что касается дополнительного оборудования — для предметки будет достаточно компактных led-светильников. Но полезна и полупрозрачная фрост-рама, которая позволит сделать свет более рассеянным и мягким — важно при съёмке товаров из металла и стекла, которые отражают блики.

Фрост-рама устанавливается между источником света — в данном случае это окно — и объектом в кадре / Фото: slrlounge.com
Чтобы снимать ростовые портреты моделей, демонстрирующих одежду, нужно брать более мощные лампы. Подойдут источники и постоянного, и импульсного света. Что касается расстановки света — здесь можно использовать классические схемы для портретной съёмки. Подробнее о них читайте в этом материале.
Важный принцип, который нужно учитывать при работе именно на белом фоне: если вы хотите, чтобы фон был белым, на него должен светить отдельный источник света — не тот, который светит на объект в кадре. В противном случае либо фон будет получаться невнятно серым, либо объект пересвеченным, либо придётся «прижимать» объект к заднику, а это создаст неэстетичную тень на нём.
Одна из наиболее сложных задач — съёмка крупных предметов на белом фоне. Если нужно получить фото, например, шкафов или диванов, стандартным белым фоном уже не отделаешься. Оптимальный вариант для фотографирования подобных крупногабаритных предметов — фотостудия с циклорамой.
Циклорама — это твёрдая конструкция, идея которой в том, что пол плавно переходит в стену. Такой подход позволяет получать «бесконечный» белый фон во время съёмки и не тратить время на обтравку предметов на постобработке. К слову, сейчас циклорамы настолько популярны, что фотостудии с ними можно найти даже в небольших городах.
Работа на циклораме и выбор оборудования для неё подчиняются тем же принципам, что и работа с бумажным белым фоном. Единственная важная разница — размеры. Чтобы белый фон смотрелся однотонно белым, а не шёл пятнами или полосами, его нужно правильно засветить. Однако в случае с небольшим фоном это сделать несоизмеримо проще: большой фон, который даёт циклорама, требует мощных источников света.
Для таких съёмок лучше всего подходят импульсные осветительные приборы. Чаще всего, чтобы хорошо осветить циклораму, на неё направляют два источника света под углом в 45 градусов.

Также циклорама отлично подходит для съёмки ростовых портретов людей / Фото: unsplash.com
Второй момент кроется в том, что голые вспышки — тоже не лучший вариант: они дадут выраженные пятна и неровные переходы между светом и тенью. Можно использовать большие октобоксы, чтобы сделать свет мягче или работать на отражение.
Работа на отражение — это когда мы направляем свет в стену или потолок, луч отражается и только потом летит на объект в кадре. Тогда, по сути, вся стена превращается в большой отражатель.
Важный момент: чтобы не получить паразитных оттенков, стена или потолок в этой схеме должны быть чисто белыми — не бежевыми, не зеленоватыми, не серыми. И ещё: чтобы работать на отражение, очень важно, чтобы источник света был достаточно мощным. Постоянники на эту роль подходят плохо — чаще всего нужны именно мощные вспышки.