Компактные софтбоксы для репортажной съёмки: как выбрать и использовать

Получить хороший свет без приличной рассеивающей насадки — вызов, с которым справится не каждый фотограф. При этом тащить с собой на свадебный банкет полутораметровый октобокс, который стопроцентно даст нужный свет — идея так себе. Для баланса между качественной картинкой и удобством используются компактные быстроскладные софтбоксы. 

О том, какие рассеиватели применяются в репортажной съёмке, как их выбрать и приручить, читайте в этом материале.


Софтбоксы разных размеров используются для разных целей и сценариев работы / Фото: diyphotography.net

В этой статье:

  1. Какими бывают репортажные софтбоксы
  2. Как работать с софтбоксами во время репортажной съёмки
  3. Как выбрать компактный софтбокс

Какими бывают репортажные софтбоксы

К репортажному софтбоксу обычно предъявляют три требования:

  • он должен быть небольшим — чтобы пролезал в любые двери;
  • он должен легко собираться и разбираться — на случай, если придётся быстро менять локацию;
  • он должен быть лёгким — чтобы фотограф мог удерживать его в руках, а необходимости в стойке или ассистенте не возникало.

Но главное, конечно, давать мягкий рассеянный свет — собственно, в этом и заключается ключевая задача любого софтбокса. 

Есть несколько основных типов рассеивателей, которые используют в репортажной съёмке — рассмотрим их подробнее.

Классические софтбоксы размером до 30 сантиметров. Это привычные квадратные софтбоксы с мягкими рамами, которые легко сложить в четыре раза и убрать в мягкий кейс. Рассеивающие полотнища обычно крепятся на липучки, что позволяет их быстро собирать и разбирать.


Компактный софтбокс в сложенном и разложенном виде / Фото: raylab.ru

Рассеиватель такого типа даёт достаточно мягкий, но при этом очерченный поток света, что подходит для крупного или ростового портрета. Особенно хороши такие софтбоксы для снимков в низком ключе.

Октобоксы на спицах — ещё один очень удобный для репортажки вариант. Такие рассеиватели быстро складываются и раскладываются, поскольку оснащены фиксирующими зажимами. Причем, в отличие от классических софтбоксов, белые рассеивающие полотнища не обязательно снимать с конструкции между съёмками: в случае с октобоксами на спицах, они вполне могут «жить внутри» собранного комплекта, что ускоряет процесс подготовки рассеивателя к работе.


Октобокс чуть менее компактен в хранении, чем классический софт, зато его удобнее собирать / Фото: raylab.ru

Благодаря восьмиугольной конструкции, расширяющейся к краям, модификаторы этого типа имеют большую площадь белого рассеивателя, что позволяет получать более мягкий свет. Они также хороши для крупных и поясных портретов.

Чайнабоулы (сферические софтбоксы) и сферы — чуть более экзотический, но тоже удобный вариант компактного софтбокса. Чайнобоул конструктивно похож на обычный октобокс, но его рассеиватель имеет форму полусферы — эта особенность и обеспечивает широкий угол разлёта света. 


Чайнобоулы (их ещё иногда называют сферическими софтбоксами) популярны сегодня и в студийной, и в репортажной съёмке / Фото: spectrum-brand.com

Иногда такое рассредоточение бывает очень полезным — например, если нужно снять группу из трёх-четырёх моделей, — а порой, напротив, вредит — допустим, когда нужно выделить лишь одного человека.

Сферы — это буквально полупрозрачные шары из матового стекла, напоминающие плафоны для обычных бытовых ламп. Они дают равномерный мягкий свет, который распространяется во все стороны. Обычно их любят видеографы — особенно в ситуациях, когда нужно записывать диалог между двумя людьми или какое-то групповое взаимодействие. 

К минусам таких насадок можно отнести хрупкость и немалый вес.


Как работать с софтбоксами во время репортажной съёмки

Есть три основных сценария работы с софтбоксом на репортажке. Первый — жёстко прикрепить насадку к камере. Как правило, для этого используются насадки на накамерную вспышку, которая в свою очередь крепится в горячий башмак.

Это неплохой вариант для стремительной репортажки, когда на свет практически совсем нет времени. Но учтите, что такой подход существенно ограничивает возможности работы: это всё та же классическая «вспышка в лоб», но с чуть более мягким светом.

Второй вариант — снимать одной рукой, держа источник света (вспышку или маленький постоянник) в другой руке. Не слишком удобно, но вполне реально. Такой стиль работы часто можно наблюдать в клубах, на концертах, свадебных банкетах и в подобных условиях.

Ещё иногда источник света вешают на монопод и держат его в руках. Это позволяет делать свет более верхним или боковым, вытягивая руку и удлиняя рычаг. Удобно использовать обычную съёмную штангу от штатива или журавля — у неё, как правило, есть крепление, которое вкручивается в стандартный байонет софтбокса или источник света.


Снимать портреты в новогоднем городе без вспышки сложно / Фото: Алиса Смирнова

Третий способ — снимать, устанавливая софтбокс на стойку или доверяя монопод с источником света ассистенту. Такой подход очень упрощает работу, даёт свободу в плане выбора схем света, но подходит не для любого типа съёмок. Например, с софтбоксами на стойках удобно работать на фотозоне, но очень проблематично снимать танцы. Вариант с ассистентом, конечно, универсальнее.


Как выбрать компактный софтбокс

Во-первых, важно определиться, как именно вы планируете работать с софтбоксом. Одним важно, чтобы рассеиватель крепился прямо на камеру, оставляя руки свободными — в этом случае стоит выбирать самые компактные варианты.


Миниатюрные софтбоксы для накамерных вспышек — недорогой аксессуар / Фото: photofocus.com

От такого софтбокса не стоит ждать особых чудес — насадка очень маленькая: она позволит немного рассеять свет, но рисунка, как от большого студийного октобокса, не даст. В этом плане маленький софтбокс не слишком сильно отличается от обычного полупрозрачного колпачка для вспышки.

Если вы планируете использовать софтбокс, держа вспышку или монопод со вспышкой в руке, вам подойдут компактные модели любой конструкции и размером до 30 сантиметров. Насадку большего размера в руках удержать уже проблематично.

Если вы работаете с ассистентом или стойкой, можно смотреть в сторону любых крупных студийных софтбоксов. Большие насадки обеспечат более мягкий и качественный свет.


Два больших софтбокса на стойках — и получаем небольшую переносную фотостудию / Фото: Алиса Смирнова

Единственный нюанс, который нужно учитывать при использовании большого софтбокса «в поле» — с ним не всегда удобно передвигаться. Если вы, например, планируете снимать в клубах или на концертах, учтите, что работать с большой насадкой проблематично — громоздкая конструкция в толпе будет сильно мешать.

Второй очень важный момент, на который нужно обращать внимание при выборе компактного софтбокса для репортажной съёмки — байонет, или крепление. Например, сегодня популярен mini-Bowens: такие байонеты устанавливаются на многие компактные источники света — и импульсные, и постоянные. А если вы работаете с классической компактной вспышкой, нужен специальный кронштейн, который позволит её зафиксировать.


Классический кронштейн для компактной накамерной вспышки / Фото: raylab.ru

Есть максимально удобные модели креплений, которые сочетают в себе mini-Bowens и крепление для накамерной вспышки. Это актуально для фотографов и видеографов, которые используют разное оборудование на разных съёмках.

Напишите нам