Объективы для портретной съемки — как выбрать

Практически у каждого объектива есть своя «специализация». Одни хорошо подходят для макро, другие — для архитектуры, а еще есть портретники — достаточно распространённый класс, в который входит большое количество стёкол.

О том, какие объективы пригодятся фотографу-портретисту, читайте в этом материале.


Портретная фотография — это про людей / Фото: Алиса Смирнова

В этой статье:

  1. Фокусное расстояние для портретной съёмки
  2. Светосила объектива и рисунок для портретных объективов
  3. Неклассические объективы для портретов и креатив

Фокусное расстояние для портретной съёмки

Существует такое понятие — традиционно портретное фокусное расстояние. Оно покрывает диапазон от 50 до 200 миллиметров. Считается, что при съёмке на такие объективы лучше всего сохраняются пропорции лица модели, поэтому стёкла с таким фокусным и называются портретными. Отметим, фокусное расстояние портретников лежит между широкоугольными объективами и телеобъективами. Подробнее о типах объективов читайте в этом материале.

Чтобы понять, как фокусное расстояние меняет лицо, посмотрим на снимки ниже.


Слева сверху — самый широкоугольный объектив, справа снизу — самый длиннофокусный. Обратите внимание на полноту и форму лица, длину носа / Фото: danvojtech.cz

Одна маленькая ремарка: понятие классического фокусного расстояния складывалось десятилетиями, и это своего рода канон. Однако сейчас есть тенденция расширять и сдвигать его в сторону более широкоугольных расстояний, а значит, и объективов.

Причина этого явления кроется в повсеместном распространении мобильной фотографии. Поскольку чаще всего основная камера любого смартфона — умеренный широкоугольник, многие, особенно далёкие от фотографии, люди привыкли себя видеть снятыми на подобные объективы. Именно поэтому широкоугольные портреты могут восприниматься как более правильные, а фото на 200 мм, напротив, вызывают отторжение: «лицо какое-то широкое, плоское, щёки “на плечах лежат”» — такой вот парадокс нашего времени.

Поэтому портреты на 35 мм — уже совершенно не моветон. Да, к ним могут придираться эстеты в интернете, но фактически это чистой воды «вкусовщина».

Есть канонические фокусные расстояния, объективы с которыми делают для любой системы. Это: 

  • 50 мм (он же полтинник, или «полтос») — один из самый популярных объективов в принципе. Считается оптимальным для ростовых портретов и портретов в интерьере. Примеры: Canon RF 50mm F1.8, Nikon Z 50mm f/1.8, Sony FE 50mm f/1.4 GM;
  • 85 мм — подходит для съёмки поясных и крупных портретов. Примеры: Canon RF 85mm F1.2L, Nikon Z 85mm f/1.8, Sony FE 85mm f/1.8;
  • 135 мм — идеально для крупных портретов. Примеры: Canon RF 135mm f/1.8 L, Nikon Z 135mm f/1.8, Sony FE 135mm f/1.8 GM.


Повторим: в современной реальности правила не такие жёсткие. Поясной портрет на 135 мм тоже будет выглядеть отлично / Фото: Алиса Смирнова

Важный момент: здесь и дальше мы говорим об эквивалентном фокусном расстоянии (ЭФР) — это то, что нужно держать в голове при выборе и покупке объектива. Чтобы посчитать ЭФР, нужно знать кроп-фактор матрицы фотоаппарата. 

Если вы снимаете на полный кадр, голову этими цифрами можно не забивать: что написано на объективе — то и ЭФР. Но если работаете с кропом, всё становится интереснее. Дело в том, что для кропнутых камер объектив 35 мм превращается в 50 мм, а 85 — в 135. То есть на объективе написано 35, а перспективу он даст как классический полтинник. Да, будьте готовы к тому, что в фотографии вам придется постоянно считать в уме.


Кропнутый Fujifilm и светосильный полтинник — хотя написано, что он 35 мм / Фото: driftwoodjournals.com


Светосила объектива и рисунок для портретных объективов

Ещё один момент, который важен для портретных объективов — светосила. Не углубляясь в детали, скажем, что часто для портретистов важна способность светосильных объективов размывать фон и отделять человека от него. Например, это очень актуально для портретов на пленэре, поскольку позволяет меньше беспокоиться о том, что происходит сзади: даже если там окажется дорожный ремонт или некрасивая урна, они уйдут в размытие.

То, насколько фон будет размытым, зависит от трёх базовых вещей:

  • фокусного расстояния объектива — чем оно больше,тем сильнее боке;
  • расстояния от объекта до фона — чем больше, тем сильнее размытие;
  • светосилы — чем она больше, тем больше размывается фон.

Светосила обозначается буквой f, и чем цифра меньше, тем светосила больше. То есть Fujifilm XF 35mm f/1.4 более светосильный, чем Fujifilm XF 35mm f/2. Обычно светосильными называются объективы, у которых это значение 2.8 и меньше.


Съёмка на 50 мм и на f/1.4 — фон «подмыт», но отлично считывается / Фото: Алиса Смирнова

У светосильных объективов есть две объективные проблемы. Первая — при работе с ними могут быть шероховатости по фокусу: и банальные промахи от неумения работать с объективом, и проблема небольшой глубины резкости. Проще говоря, это когда у вас в размытие ушло что-то, что должно было быть резким. Например, один глаз модели.


Здесь капюшон в фокусе, а на лицо модели глубины резкости уже не хватило. Это тот самый случай, когда диафрагму надо было прикрыть / Фото: Алиса Смирнова

Во многом поэтому портретисты, снимающие в студиях — где нет проблемы некрасивого фона или нехватки света, — обычно работают на закрытой диафрагме. Берут светосильные объективы, у которых минимальное значение 1.4, и спокойно закрывают их до 8. Зачем? Потому что, когда снимаешь классический портрет на чёрном фоне, нет смысла его размывать — проблем по фокусу точно не будет.


Классика: ч/б и диафрагма 8 / Фото: Алиса Смирнова

Вторая проблема светосильных объективов в том, что такие модели обычно существенно дороже, чем их более «тёмные собратья». Также цена часто завязана на фокусное расстояние. Поэтому, если хочется светлый объектив на 135 мм, нужно быть готовым к тому, что он будет стоить, как крыло самолёта.

О дорогих объективах важно заботиться — выбрать для них хороший защитный фильтр. О том, какие бывают светофильтры и как подобрать подходящий, читайте в этом материале.

Также для портретных объективов большое значение имеет рисунок. Отметим, это несколько эфемерное понятие, в которое иногда вкладывают разные вещи, но в классическом варианте рисунок — это:

  • объектив резкий или мягкий;
  • объектив пластичный или нет. Пластика — то, насколько плавны и хороши переходы от светлого к тёмному;
  • то, какой у объектива характер размытия (спокойное/нервное/кручёное боке).

Для портретов лучше подходят более мягкие объективы — резкие добавляют избыточное количество деталей коже, усложняют ретушь — и модели со спокойным (кремовым, голливудским) боке. Именно на эти слова стоит обращать внимание, читая обзоры при выборе объектива.

Характер размытия — самая простая в понимании часть рисунка. Один из наиболее характерных примеров — рисунок у советского «Гелиоса».


Посмотрите, блики на заднем плане словно закручиваются. Это называется «кручёное боке» — такой эффект позволяет добавлять портретам изюминку / Фото: flickr.com

Обычно при съёмке портрета хороший рисунок важнее, чем необходимость укрупняться, не сходя с места. Поэтому чаще всего портретники — фикс-объективы. О том, в чём разница между фиксами и зумами, читайте в этом материале.


Неклассические объективы для портретов и креатив

Если хочется снимать не классику, а необычные портреты, можно придать им оригинальности, выбрав, казалось бы, неподходящий объектив. Например, снимать на широкоугольник или даже фишай.


«Широкоугольный» Джим Керри смотрит на тебя сверху вниз / tomvranas.com

Такие объективы (фокусное расстояние от 15 до 35) считаются нестандартными для портрета, поскольку дают сильные искажения: чем меньше фокусное расстояние — тем сильнее. Так, если посмотреть на фото выше, рука у модели огромная, а лицо относительно маленькое.

Но если нужно именно выделиться и сделать портрет ближе к шаржу, широкоугольники — отличное решение. Единственная сложность — снимать на такой объектив приходится с очень небольшого расстояния, а значит, нарушать личные границы модели. Некоторых людей это может напрягать.

Напишите нам