Объективы: в чем разница и что пригодится новичку

Объектив — не менее важная часть аппаратуры, чем, собственно, сам фотоаппарат. Рынок при этом предоставляет огромное количество моделей, в которых легко запутаться. 

О том, какие бывают объективы, чем они отличаются и что важно учитывать при выборе подходящей линзы, читайте в этом материале.


Объективы определяют, как именно камера смотрит на этот мир / Фото: unsplash.com

Ремарка на старте: текст написан для начинающих — лезть глубоко в терминологию, разбирать сложные и спорные случаи мы не будем. Здесь лишь общие рекомендации, которые помогут разобраться в видах объективов и понять, на что обращать внимание при покупке своего «первенца».

В этой статье:

  1. Фиксы и зум-объективы
  2. Широкоугольные, портретники и телеобъективы
  3. Светосильные и тёмные
  4. Как выбрать первый объектив для начинающего фотографа

Фиксы и зум-объективы

Объективы делят на фиксы и зумы в зависимости от того, можно ли с их помощью делать изображение крупнее, не меняя собственного положения в пространстве. Проще говоря, позволяют ли они приближать картинку.

Если у объектива есть кольцо, которое можно крутить, и тем самым увеличивать сюжет в кадре — перед вами зум-объектив, или объектив с переменным фокусным расстоянием. Используя его, например, можно снять и общий вид школьного актового зала, и ребёнка, читающего стихи на сцене.


Используя зум-объектив, обе крупности можно снять, стоя на одном и том же месте / Фото: Алиса Смирнова

Фикс, или объектив с постоянным фокусным расстоянием не позволит вам снять два вышеописанных кадра, не двигаясь с места.

Казалось бы, при этом условии все должны предпочитать зум-объективы, ведь работать на них проще и удобнее. Но дьявол, как обычно, кроется в деталях. Дело в том, что конструкция зумов существенно сложнее, чем строение фиксов: нужна подвижная система, которая будет ходить взад-вперёд внутри объектива и перемещать линзы. Вот здесь то и проявляются преимущества фиксов: они прочнее и легче, дают более резкую картинку, а при аналогичной светосиле обычно обходятся дешевле зумов.

Как понять, фикс перед вами или зум? Посмотреть на название объектива в магазинном каталоге или обратить внимание на сам объектив — нас интересует количество цифр около обозначения «мм». Обычно эти данные пишут на кольце вокруг передней линзы или на одном из боков. 

Например, Nikkon 50mm 1:1.4. Здесь 50 миллиметров — это постоянное фокусное расстояние, а значит, перед нами фикс. Или если взять Canon 55-200mm 1:4-5.6, то тут у нас 55-200 — переменное фокусное расстояние, то есть зум.

Чем больше разница между первой и второй цифрой, тем сильнее объектив позволяет приближать изображение.


Объектив-зум для Sony / Фото: casualphotophile.com


Широкоугольные, портретники и телеобъективы

Также объективы различаются по фокусному расстоянию, а оно, в свою очередь, определяет угол зрения линзы. Выделяют три основных типа:

  • широкоугольные объективы;
  • портретные объективы;
  • телеобъективы.

Широкоугольники, или ширики захватывают в кадр много пространства, а значит, на них удобно снимать в тесной комнате. Но у этого свойства есть и побочный эффект — перспективные искажения. Поэтому такие объективы лучше не брать для съёмки, например, крупных портретов — они могут сильно менять пропорции лица. Посмотрим, как выглядят подобные искажения на примере съёмки love-story в городе.


В городе много геометрии, которая позволяет лучше понять, что делает широкоугольный объектив с пространством. Обратите внимание, как растягивается надпись на асфальте и сходятся к центру линии, обрамляющие дорогу / Фото: mywed.com/Andy Vox

Фокусное расстояние у широкоугольных объективов обычно лежит в диапазоне от 15 до 35 мм. Все линзы, у которых оно меньше — уже «рыбьи глаза» с характерными бочкообразными искажениями по краям кадра. А все стёкла, где цифры перевалили за диапазон, можно отнести к портретникам.

Прежде, чем идти дальше, небольшая ремарка: при выборе объектива критически важно понимать, какого размера матрица у вашей камеры — полный кадр, кроп или микро 4/3, — а также смотреть на эквивалентное фокусное расстояние (фокусное расстояние объектива, умноженное на кроп-фактор камеры). Дело в том, что на кропнутой камере объектив 35 мм превращается в объектив 50 мм — вот такой сюрприз.

Портретными фокусными расстояниями традиционно считаются от 50 до 150 мм. При съёмке в этом диапазоне максимально сохраняются пропорции лиц.


Классический портрет на классический портретник / Фото: flickr.com/Dee McEvoy

И, наконец, телеобъективы — те, у которых фокусное расстояние от 200 мм и больше. Такие линзы используются в основном для съёмки спорта, дикой природы и птиц. В отдельных случаях — для пейзажей, когда нужно добиться эффекта сжатого пространства.


Такие кадры хорошо делать на длинный телевик / Фото: unsplash.com

Встречаются также универсальные объективы, которые покрывают широкий диапазон фокусных расстояний. Например, Tamron 28-75mm f/2.8 — от слегка широкоугольного до хорошего портретника.


Светосильные и тёмные

Третий важный параметр при выборе объектива — светосила. Если упростить, светосила — это то, сколько света способен пропустить через себя объектив. 

Здесь важно запомнить две закономерности. Первое: чем светосила больше, тем проще будет работать в тёмных помещениях или сумерках — за это светосильные объективы особенно ценят. Второе: чем светосила больше, тем объектив будет дороже и тем больше у него может быть проблем с фокусировкой. Это — обратная сторона медали.

Ещё одно важное свойство светосильных объективов, за которое их любят — они позволяют размывать фон, отделяя объект съёмки от задника.


Боке или размытый фон — самый простой способ акцентировать главный объект съёмки и отделить его от заднего плана / Фото: flickr.com/Jean-Marc Bianca

Размытый фон сегодня считается признаком дорогой и профессиональной фотографии, а светосила — один из главных способов его получить.

Важный момент: светосила обозначается цифрами — например, 8, 4, 2.8, 1.4. Чем цифра меньше, тем светосила больше. В широком смысле светосильными объективами считаются стёкла с минимальными значениями диафрагмы в 2.8 и меньше.

Как мы уже отметили, светосильные объективы достаточно дорогие, поэтому к ним стоит подбирать защитные фильтры — так вы сможете избежать царапин на линзах. О том, как выбрать светофильтр, читайте здесь.


Как выбрать первый объектив для начинающего фотографа

Часто самый первый объектив начинающий фотограф не выбирает, а просто покупает готовый набор камера+линза. Такие объективы ещё называют китовыми (от английского «kit» — «набор»). 

В целом, это правильное решение, ведь комплект исключает муки выбора, к которым ожидаемо не готов новичок. При этом китовые объективы — зумы с фокусными расстояниями плюс-минус 16-50 мм — достаточно универсальны. Они варьируются от слабого широкоугольника до начального портретника, а значит, подходят под практически любой сюжет съемки.

Однако при этом нельзя сказать, что такие стёкла хороши для чего-то конкретного. Обычно, поработав какое-то время с китовым объективом, фотограф начинает присматривать себе второй. Для любителя хорошим решением будет светосильный полтинник (объектив на 50 мм): при желании на него тоже можно снимать практически всё — людей, репортажку, предметку, — просто сильнее размывая фон.

А дальше уже начинается развитие и специализация. Если человек идёт в портреты, подбирает себе портретник под нужды, если в спорт — длинный и желательно светлый телевик, чтобы можно было использовать короткие выдержки, если в предметку — макрообъектив и набор хорошего импульсного света. Но подбор оборудования под конкретные направления и жанры — это уже тема для отдельного разговора.



Напишите нам