Предметная съёмка — очень разнообразный жанр фотографии. Это и каталожная съёмка, и меню для ресторана, и фото для карточек товаров, и рекламные фото бургеров, которые печатают на огромных баннерах. В этом тексте посмотрим, какое оборудование используется для разных направлений предметной съёмки.
Сколько нужно стоек, отражателей и источников света, чтобы снять один ботинок? Хороший вопрос / Фото: unsplash.com
Самый удобный и бюджетный вариант для фотосъёмки некрупных предметов на однотонном фоне — это лайткуб. Лайткуб (фотобокс, лайтбокс, световой бокс) — это своего рода компактная фотостудия в коробке. Такие решения часто используют для съёмки для сайтов, оформления карточек товаров в соцсетях или на маркетплейсах, например, Wildberries или Ozon.
Лайткубы хорошо подходят для новичков, потому что избавляют сразу от нескольких проблем. Во-первых не нужно ничего выдумывать и искать какой-то специальный фон для предметной съёмки. В большинстве моделей фон уже есть в комплекте. Часто встречаются варианты, в которых есть несколько фонов (как правило, это чёрный, белый и бежевый — самые часто применяемые в предметке цвета).
Съёмка в лайткубе / Фото: raylab.ru
Во-вторых, снимая в лайткубе, можно совершенно не забивать себе голову схемами света. Потому что лайткуб — это по сути готовая схема света. Существует две основные конструкции фотобоксов: либо коробка из полупрозрачной ткани, которую просвечивают несколько ламп, либо коробка с отражающими свет стенами. Но суть у них одна — фотобокс позволяет создать равномерное бестеневое освещение. А это идеальный вариант, если ваша задача — снять предмет так, чтобы потенциальный покупатель мог хорошо его рассмотреть.
Существуют варианты лайткубов без встроенного света и с ним. Удобнее готовые комплекты — в случае с ними не нужно тратить время на подбор осветительных приборов подходящего размера и мощности.
В-третьих, это пожалуй самое компактное решение. Лайткуб можно сложить и убрать в шкаф, в случае со столом для предметки и набором стоек и софбоксов будет сложнее. В принципе и их можно убрать в тот же шкаф, но есть шансы, что другие вещи туда уже могут не поместиться.
Когда лайткуб точно не подойдёт:
Снимок слева можно получить в лайткубе, для правой картинки нужно другое оборудование / Фото: unsplash.com
Главная альтернатива лайтбоксам — съёмка предметки на фонах. Вообще фоном может быть, что угодно: поверхность столов и другой мебели, ткани, бумага, доски, пол. Можно использовать специальный фотофон: они также могут быть и белыми, и чёрными, и цветными, и фактурными.
Ещё один интересный вариант — складной фотостол. Он работает как небольшая циклорама для предметной съёмки — позволяет создавать на фотографии бесконечный белый фон.
Снимок с циклорамы: где заканчивается стена и начинается пол, сказать сложно / Фото: unsplash.com
Организуя пространство для предметной съёмки, не забудьте оставить достаточно свободного места вокруг стола: там нужно будет расставить осветительные приборы и там будет ходить сам фотограф.
Для предметной съёмки используются и источники постоянного света, и импульсы (вспышки). У них разные задачи и разные плюсы и минусы. Можно, конечно попробовать снимать и с бытовыми светильниками (особенно этим грешат начинающие и ремесленники, которые фотографируют свою продукцию сами), но лучше не надо. Дело в том, что бытовые лампы из ближайшего строймагазина мерцают, из-за этого на фотографиях может появляться фликер — тёмные и светлые параллельные полосы.
С этим мерцанием при правильном подходе можно справиться, но оно в любом случае сильно усложняет работу.
Вернёмся к профессиональной аппаратуре. Постоянники:
Но с постоянным светом можно снять не все сюжеты. Например, если вам нужен натюрморт с застывшими в воздухе брызгами воды или летящей мукой, без импульса никак не обойтись.
Подобные снимки требуют импульсного света / Фото: unsplash.com
В отличие от источников постоянного света, которые просто светят, импульсные источники дают очень короткую и яркую вспышку. Яркость вспышки для предметной съёмки, поскольку позволяет работать на закрытых значениях диафрагмы. Что в свою очередь даёт возможность добиться достаточной глубины резкости, чтобы предмет в кадре не уходил в размытие. С постоянными источниками света работать с закрытой диафрагмой сложнее.
Для работы со вспышками вам потребуется комплект радиосинхронизаторов, которые будут передавать сигнал о съёмке из фотоаппарата во вспышки.
С другой стороны, импульсные источники света требуют большего мастерства — их несколько сложнее настраивать и создавать баланс в схемах света, где больше одного источника света.
Часто для предметной съёмки используют два и более источника света, поэтому есть смысл брать готовые комплекты, чтобы потом не мучиться. Когда подбираете осветительные приборы отдельно, важно смотреть, чтобы у них была одинаковая цветовая температура. В противном случае при съёмке и обработке будет сложно выставить корректный баланс белого.
Также важно подобрать подходящие модификаторы света. Для более рассеянного света подойдёт октобокс или большой софтбокс, для более резкого и выраженного — стрипбокс с сотами.
Помимо света и фонов для предметной съёмки стоит приобрести штатив — чтобы точно не было проблем с выдержкой, особенно при съёмке на закрытых диафрагмах.
Натюрморты всегда лучше снимать со штатива. Он не только спасает от смаза движения рук, но и помогает строить композицию. Это особенно актуально, если у вас не один предмет на однотонном фоне, а что-то более сложное. Когда камера стоит на штативе, можно сколько угодно подправлять кадр, а не строить его каждый раз заново.
Для смартфонов, лёгких компактных камер и беззеркалок можно использовать небольшой штатив. Для тяжёлых зеркалок и беззеркалок со светосильными объективами лучше брать более тяжёлые и устойчивые варианты.
Ещё одна очень полезная штука — стойка-журавль. Абсолютный мастхэв любого предметного фотографа. Во-первых, она позволяет без труда получить верхний свет, который может сильно разнообразить схемы света. Во-вторых, на неё также можно вешать камеру, чтобы фотографировать с верхнего ракурса — делать флэтлеи.
Флэтлей — съёмка натюрморта строго сверху / Фото: unsplash.com
Одна из главных функций отражателя — заменять собой один из осветительных приборов, что позволяет сэкономить на оборудовании. Если брать вариант «5 в одном», то отражатель сможет исполнять сразу несколько ролей. Он выступать в роли чёрного флага (используется, чтобы отсечь свет, сделать тень более глубокой), может отражать свет постоянного источника или импульса.
Ещё одно полезное применение — использование отражателя на просвет. В этом случае свет пропускаю через полупрозрачный отражатель, чтобы сделать свет мягче. Например, это полезно при съёмке стекла — позволяет создавать длинные плавные линии бликов, что добавляет снимкам дороговизны и породистости. Или в случае, если вы работаете не с софтбоксом или стрипбоксом, а с точечным источником света — отражатель пропустит такой свет через себя, сделав его мягким.
Так выглядит схема, где отражатель рассеивает свет окна / Фото: slrlounge.com