Снимаем пейзаж: техника, приёмы, идеи

Пейзаж — один из самых популярных и разнообразных жанров фотографии. Как правило, с него начинают новички, потому что пейзажи легко искать, а ещё они не слишком требовательны к качеству фотооборудования. 

О том, как и на что снимать красивые виды природы и городские пейзажи, читайте в этом материале.


Хорошие кадры с видами природы умиротворяют и помогают расслабиться / Фото: unsplash.com

Оборудование для пейзажной фотографии

Пейзажную фотографию многие любят за то, что она достаточно демократична к аппаратуре: при желании и наличии навыков хорошие снимки можно получить даже на смартфон. Но есть, конечно, определённые сюжеты, которые более требовательны к оборудованию. Например, для таких снимков необходим достаточно длинный телеобъектив.


Обратите внимание на перспективу: пространство будто «сплющено». Такого эффекта можно добиться при съёмке с верхней точки с использованием объектива на 300 мм и больше / Фото: unsplash.com

Если вы собираете набор начинающего пейзажиста, помимо камеры или смартфона, в нём обязательно должен быть штатив (для смартфонов и лёгких камер — мини-штатив). Особенно это важно, если в планах снимать не только под ярким солнцем, но и на закате, в тумане, в зимний пасмурный день или ночью.

При съёмке с рук в сложных световых условиях фотографу часто приходится выбирать из двух зол: будет фотография смазанной или шумной. Дело в том, что при недостаточной освещенности мы с одной стороной ограничены максимальной выдержкой для человеческих рук (обычно она не длиннее 1/50, так как дальше идёт смаз), а с другой — максимальным рабочим ISO. Но штатив эти минусы нивелирует: можно работать на более длинных выдержках, используя низкие значения ISO. В этом случае штатив защитит от смаза, низкие ISO — от шумов. 

Важно! Этот приём со штативом годится только для съёмки пейзажей или натюрмортов, поскольку они неподвижны. С фотографированием людей такой фокус не сработает: они наверняка размажутся, ведь штатив компенсирует только движения камеры, а не объекта в кадре.

Еще один плюс штатива — можно добиться интересного эффекта при съёмке пейзажей с водой.


Такая «шёлковая» вода получается при съёмке на очень длинных выдержках / Фото: unsplash.com

Суть приёма в том, что вода, находящаяся в движении, смазывается, а все неподвижные объекты остаются резкими.

При выборе штатива обратите внимание на его тип. Для съёмки пейзажей лучше подойдёт классический фотоштатив. Есть ещё видеоштативы, но они будут тяжелее, дороже и, что самое интересное, не такими удобными. Подробно о том, чем штатив для фото отличается от видеоштатива, мы писали в этом тексте.

Очень полезны для съёмки природы поляризационные фильтры и нейтрально-серые фильтры. Нейтральный фильтр будет в тему при создании сюжета с «размытой» водой, показанного выше. Например, если света достаточно много и при выборе длинной выдержки выходит пересвет, а диафрагму закрывать некуда или не хочется. В этом случае именно нейтральный фильтр поможет сократить количество света, попадающего в диафрагму.

Что касается поляризационных фильтров — они качественно улучшают кадры с синим небом, делая его более насыщенным и выразительным, а также позволяют убрать отражения с деревьев. Всё это добавляет разнообразия и реалистичности цветам.

Ещё поляризационные фильтры часто используют при съёмке пейзажей с водой — они убирают отражения и делают воду прозрачнее. Посмотрите, насколько эффектнее выглядит пейзаж, снятый с поляриком.


Когда на дне водоёма красивые фактурные камни / Фото: creativepadmedia.com

О том, как подобрать подходящий светофильтр, читайте здесь.

Также из аксессуаров пейзажисту полезно иметь несколько дополнительных аккумуляторов: чтобы в разгар фотоохоты, например, за северным сиянием, севшая батарейка не испортила всё удовольствие.


Подобные кадры терять жалко / Фото: unsplash.com

Полезный совет: при съёмке на холоде держите запасной аккумулятор под одеждой — когда температура ниже нуля, они быстро разряжаются.

Как фотографировать пейзаж: общие советы

Следите за светом. Общее правило для любой фотографии под открытым небом:

  • лучший свет для пейзажей — перед и сразу после заката, а также после рассвета;
  • худший свет — полуденное солнце;
  • пасмурное небо — просто, но скучно.

Учтите, что иногда, пытаясь поймать хороший свет и идеальные погодные условия, приходится возвращаться в одно и то же место раз за разом.


Мягкий рассветный свет хорошо подчёркивает объёмы, но не даёт избыточного контраста / Фото: unsplash.com

Определите главного героя кадра, от которого будет строиться композиция. Даже в пейзаже глазу зрителя нужно за что-то цепляться. Например, это могут быть выразительное дерево, горы, озеро, строение или маяк.


Эффектное дерево, закат, контровой свет / Фото: drawplanet.cz

Используйте разные ракурсы. Не стоит всё время снимать с уровня глаз — это делает снимки скучными. В случае с пейзажами очень полезно использовать нижний ракурс, так как он придаёт изображаемому величественности. Не менее интересно выглядят фотографии с воздуха — подобные снимки можно создавать со смотровой вышки или при помощи дрона.


Не озеро, а настоящий изумруд среди снегов / Фото: unsplash.com

Если снимаете зимой, когда в кадре снег, обязательно следите за экспозицией и балансом белого. Автоматика камеры имеет тенденцию недосвечивать сугробы и делать их синеватыми. Подробнее о других особенностях зимних съёмок читайте здесь.

Ищите передний и задний план, стройте многоплановые композиции. Это один из самых простых способов показать глубину трёхмерного пространства на двухмерной картинке.


Люпины на переднем плане дают фотографии много объёма. Чтобы получить подобный снимок, нужно фотографировать на широкоугольный объектив и максимально закрывать диафрагму / Фото: landscapephotographypodcast.com

Не пренебрегайте канонами композиции: правилом третей, ритмами, ведущими линиями. Все эти приёмы делают фотографию фотографией. Подробно об основах мы писали в этом тексте.


Зима. Минимализм. Одинокое дерево. Негативное пространство. Правило третей. Всё в одной картинке / Фото: unsplash.com

Ищите цвет, а ещё выразительные контрасты: их, например, может порождать разница в тоне (светлое-тёмное), в цвете, в размерах, в текстурах.


Граница воды и суши, города и леса — очень интересные контрасты. Особенно при взгляде сверху / Фото: unsplash.com

Как снимать ночной пейзаж

Ночные пейзажи лучше всего снимать не глубокой ночью, а в так называемое режимное время. Обычно это час, который начинается прямо с закатом солнца — когда небо ещё не чернильно-чёрное, а тёмно-синее, что красиво смотрится на фотографиях. Иногда этот режим ещё называют «синим часом». 


Съёмка в «синий час» / Фото: unsplash.com

Чтобы вычислить это время, удобнее всего использовать солнечный калькулятор. Или можно просто понаблюдать, во сколько садится солнце и когда небо окончательно темнеет.

А вот если хочется снимать пейзаж под звёздным небом, лучше выходить попозже — на тёмном небе видно больше звёзд.


Река? Нет, звёздное небо, снятое через песчаный каньон / Фото: unsplash.com

При съёмке ночных фото важно уделить внимание настройкам камеры, чтобы ничего не размазалось и не «утонуло» в шумах. Ночью оптимально использовать ручной режим и прихватить с собой штатив — без него снять что-то техничное проблематично.

Базовый вариант настроек фотоаппарата для ночных пейзажей:

  • выставляем ISO на минимальное значение — обычно это 200, но в некоторых камерах может быть и 100;
  • значение диафрагмы подбираем, исходя из сюжета. Если композиция многоплановая , диафрагму стоит закрыть до 8-16, чтобы объекты оставались в резкости. Если в кадре один план, можно работать на открытых диафрагмах;
  • выдержку можно ставить абсолютно любую: если вы работаете на штативе, то без разницы, выберете вы 1/125 или 1/2 — пейзажу это не повредит. Но помните, что на длинных выдержках (1/30 и длиннее) вода, трава на ветру и прочие подвижные объекты могут немного размазаться.






Напишите нам