Социальная фотография: что это, как снимать, приёмы и идеи
Социальная фотография находится на стыке нескольких жанров, заимствуя отдельные черты у документалистики, журналистики, стрит-фотографии и портретной фотографии. Её задача — показать жизнь людей такой, какая она есть, и привлечь внимание общества к её острым углам.
Более подробно о том, что такое социальная фотография и на какие нюансы нужно обратить особое внимание, если бы берётесь за этот непростой жанр, читайте в этом материале.
Сэмюэл Куэто, Мечтатель, 2018 / Фото: blog.artsper.com
В этой статье:
Этот вид фотографии можно противопоставить классической эстетике — когда стоит задача передать красоту человека, предмета или природы. В случае с социальной фотографией цель более глубинная: не столько сосредоточиться на внешнем, сколько донести определённые смыслы, привлечь внимание общества к чему-либо.
Как правило авторы, берущиеся за социальную фотографию, обращаются к глобальным вопросам. Это могут быть проблемы сиротства, беженцев, экономического кризиса, вымирающих деревень, утраты родной культуры и другие острые социальные темы.
Например, американский фотограф Доротея Ланж во время Великой депрессии много снимала бездомных и тех, кто из-за экономического кризиса потерял буквально всё.
Исход из Америки — мигранты путешествуют в поисках работы по США / Доротея Ланж, 1939 / Фото: blog.artsper.com
А современные фотографы часто обращаются к проблемам ментальных расстройств. Например, у Моники Лазэр есть серия автопортретов, через которые она рассказывает о своей борьбе с тревожностью и страхом перед другими людьми.
С помощью автопортретов автор выражает собственные чувства и привлекает внимание общества к проблеме / Фото: monicalazar.ro/personal-project
Чтобы заниматься социальной фотографией, недостаточно просто уметь фотографировать — нужно быть в контексте проблемы, которую вы хотите осветить: от теоретических знаний до практического воплощения. Важно изучить суть явления, увидеть его с разных сторон, пообщаться с погруженными в тему людьми — это во многом роднит подобные социальные проекты с журналистикой.
Исключение составляют две вещи. Первая — работа с автопортретами: из концептуального тут нужен только автор, его личные переживания и видение ситуации, а из технического — штатив, поскольку без него делать автопортреты существенно сложнее.
Второе исключение — когда в качестве предмета для своего социального проекта фотограф выбирает реальную жизнь и полностью исключает из кадра любую постановку. Дело в том, что такая фотография сильно тяготеет к стриту, а у него свои законы.
Начнем с того, что не существует единого рецепта, как фотографировать социальный проект. Во-первых, они могут быть очень разными по посылу и очень специфичными по исполнению. Во-вторых, обычно люди не просыпаются с мыслью «о, займусь-ка я социальной фотографией»: у тех, кто берётся за этот жанр, как правило, уже что-то «болит». Проще говоря, человек видит социально значимую тему и не может о ней молчать.
Поэтому, если вы начинаете свой путь в социальной фотографии, старайтесь снимать о том, что вас реально волнует. Не нужно делать снимки о спасении бездомных котят, когда на самом деле гораздо больше вас беспокоит подорожание продуктов.
И ещё один важный момент — не забывайте о технике. Да, есть расхожее мнение, что в социальной фотографии содержание главенствует над формой. Однако понимать этот тезис буквально нельзя: резкость, правильный контраст, нормальный цвет и законы композиции по-прежнему имеют огромное значение. Здесь речь скорее о том, что смыслы для социальной фотографии — важнейшая часть концепта, и без них это будут просто эстетичные картинки.
За примерами далеко ходить не надо. Доротея Ланж, которую мы упоминали выше, начинала именно как хороший портретист, и только после начала снимать глубокие серии с социальным подтекстом.
Социальная фотография — это о людях и про людей / Фото: blog.artsper.com
У многих начинашек, которые берутся за стрит или социальные проекты, встречается одна распространённая ошибка: они пытаются снимать текст. Представьте ситуацию: когда фотограф словами описывает свой кадр и задумку, всё звучит красиво, с претензией на глубокий смысл, но стоит увидеть снимок вживую, как понимаешь, что ожидания с реальностью не совпадают: некрасиво, смысл не читается. Рассмотрим пусть и не «социальный», но зато очень наглядный пример «снимания текста».
И на первой, и на второй фотографии ребёнок, играющий в осеннем парке / Фото: unsplash.com
Но слева есть ракурс, есть работа с техникой, позволяющая разделить передний и задний планы, есть работа с цветом на постобработке и есть эмоция. Все эти черты — язык фотографии, которые и делают фото удачным. Уводят снимок от безликой констатации «мальчик гулял по парку» к чему-то большему: мы видим характер ребёнка и отношение фотографа к этой прогулке. А вот на снимке справа всего этого нет, посыл неочевиден, хотя номинально сюжет тот же — ребёнок в осеннем парке.
В социальной фотографии эта проблема встаёт особенно остро, потому что для неё принципиально важны смыслы. Однако в погоне за ними нередко случается так, что идея кадра ясна только его автору. Чтобы этого избежать, помните: снимок, к которому обязательно нужна подпись — плохая история. Посмотрим на следующую фотографию.
Что транслирует этот снимок? Он про неблагодарный и тяжёлый труд женщин? Про национальные ритуалы? Про нехватку еды? / Фото: wonderfulmachine.com
Оказывается, это картинка Джорджа Куа-Эну из серии, посвящённой диковатым традициям в Гане. Женщин подозревали в колдовстве и изгнали из их общин, но догадаться об этом по снимку трудно. Это не значит, что подобные фото плохие — просто у них другие задачи. Например, если нужно проиллюстрировать статью о верованиях коренного населения Ганы, этот снимок отлично подойдёт.
Посмотрим на ещё одну фотографию.
Измождённые люди спят вповалку в месте, очевидно не предназначенном для сна. Согласитесь, здесь куда меньше вариантов трактовок / Чиен-Чи Чанг, цикл фото о мигрантах / Фото: blog.artsper.com
Идея стрита и соцфотографии в том, чтобы передать смыслы, используя выразительные средства, а не прикрывать слабое исполнение глубокими идеями. У фотографии свой язык, и его надо освоить, чтобы уметь доносить свое видение до зрителя — внятно и оригинально.
Например, важная часть языка фотографии, с которой точно стоит начать — это композиция. Правило третей и золотое сечение, ведущие линии, ритмы и акценты, работа с негативным пространством и симметрия — вот только часть терминов, которые должны быть вам знакомы. А о важнейших законах композиции в фотографии читайте здесь.
Ритм — это когда в кадре повторяются схожие объекты / Доротея Ланж. Выплата пособий по безработице / Фото: blog.artsper.com
Понятно, что находить и подмечать такие детали сложно — особенно, если фотограф снимает не постановочно, а с натуры, — но именно они делают кадры интересными.