Вспышка — один из самых спорных и сложных инструментов, используемых в фотографии. В массовом создании фото со вспышкой — это что-то из 90-х, с плоским светом и напрочь убитой атмосферой. Раньше ещё встречался миф про непременные красные глаза на снимках, но современная техника уже давно не даёт таких осечек. При правильном применении вспышка — полезный источник искусственного света.
О том, когда и зачем нужна вспышка и как с ней работать, чтобы получать красивые фото, читайте в этом материале.
Один из самых распространённых вариантов — компактная накамерная вспышка / Фото: unsplash.com
В этой статье:
Зачем нужна вспышка и в чём главная её проблема
Как снимать со вспышкой на смартфон
Как фотографировать со вспышкой в темноте и при свете
Начнём с простого. Вспышка — это дополнительный источник света в кадре. Чаще всего её используют, когда света мало или он падает не так, как вам необходимо.
Самая большая проблема фотографирования со вспышкой — то что это очень короткий, но сильный импульс света. В момент съёмки мы не видим, как будет выглядеть готовый снимок, из-за чего фото часто получаются не такими, как хотелось бы. Например, распространены ситуации, когда объект на переднем плане оказывается очень светлым, а фон за ним проваливается в сплошные тени.
Главная пугалка противников работы со вспышками — фото словно с приветом из 90-х / Фото: unsplash.com
Так происходит потому, что на снимке выше есть два источника света: задний план, скупо освещённый фонарями и вечерним небом, а также девушка, подсвеченная вспышкой. Причем вспышка не слишком мощная — до заднего плана свет не долетает, — но достаточно сильная, чтобы избыточно осветить фигуру на переднем плане.
В фотографии про такие случаи говорят, что нарушен баланс между мощностью источников света. О том, как с этим быть, поговорим в следующих разделах.
Для начала разберёмся, как включить вспышку на айфоне или телефоне на Android.
Открываем камеру, смахиваем вверх, чтобы открылось меню настроек, выбираем пиктограмму с молнией. В открывшемся меню меняем «Авто» на «Вкл». Готово — вспышка будет срабатывать каждый раз, когда вы делаете снимок.
Включаем вспышку на айфоне пошагово / Фото: makeuseof.com
Примерно так же включается вспышка в смартфонах на Android — через пиктограмму с молнией. Часто она прячется в верхней полосе, иногда в меню с настройками. Точное местоположение зависит от модели и ПО, которое установлено на телефон.
Проблема всех телефонных вспышек в том, что они:
С этим ничего не поделаешь. Смартфон — вообще не самый удобный инструмент для работы с импульсным светом, но кое-что вспышки на телефонах всё же умеют.
Во-первых, бывают ситуации, когда возможность сделать хоть какой-то снимок важнее, чем получить кадр с более-менее породистым светом. Например, если происходит что-то из ряда вон выходящее или значимое именно для вас. Допустим, когда ребёнок делает первые шаги, а в комнате темно, есть только два варианта развития событий: совсем никаких фото или фото со вспышкой, пусть даже с кривым балансом освещённости.
Кроме того, существует несколько практических приёмов, которые можно использовать при съёмке со вспышкой на смартфон:
Если сравнивать со смартфонами, при использовании камеры, даже со встроенной вспышкой, гораздо больше пространства для маневра. Посмотрим, как работать со вспышкой в темноте и при дневном свете.
Первое, что нужно научиться делать при работе со вспышкой — настраивать баланс между тем светом, который уже есть в сцене, и тем, который добавит вспышка. Есть три основных варианта развития событий: света нет совсем; свет есть, но его немного; света много, но вас не устраивает его качество/направление. У каждого из этих вариантов свои особенности и проблемы.
Если света нет совсем, значит, фон будет чёрный. С этим практически ничего не поделаешь, никакие настройки не спасут: баланс ловить не с чем — второго источника просто нет.
Но зато такой вариант хорошо подходит, когда нужно получить портрет или предметное фото на однотонном чёрном фоне. Можно использовать тканевый или бумажный фон, либо просто найти место, где совсем мало света.
Эти портреты выглядят как студийные, но на деле сняты с одной вспышкой ночью на улице / Фото: Алиса Смирнова
При съёмке портретов в низком ключе чаще всего делают не так. Обычно используется второй источник света, который направляется на фон: это позволяет сделать задник не сплошным чёрным космосом, а добавить немного объёма.
Чтобы получить красивый светотеневой рисунок, нужно ставить модель не вплотную к фону и надевать на источник фонового света насадку-тубус.
Классический студийный портрет на тёмном фоне / Фото: Алиса Смирнова
Если в сцене есть какое-то количество естественного света, ситуация другая. Например, среди самых частых вариантов — когда нужно снять портрет с новогодней ёлкой или сияющим ночным городом на заднем плане.
В этой ситуации важно и хорошо осветить лицо героя, и «не забить» вспышками гирлянды, чтобы они не исчезли / Фото: Алиса Смирнова
Чтобы добиться этого эффекта, настраиваемся таким образом:
Дальше нужно работать уже со схемами света. Подробнее о них читайте в этом материале. Рекомендации справедливы и для работы с компактными накамерными вспышками, и с мощными студийными моноблоками.
Кстати, именно гирлянды и другие не слишком яркие источники света удобно снимать с постоянниками. Их мощность ниже, чем у импульсов, поэтому их проще сбалансировать с декоративной подсветкой.
Также есть третий вариант, когда света много, но его нужно исправлять. Например, главный герой стоит в выраженном контровом свете — на закате или напротив большого окна, — или вы снимаете на улице под полуденным солнцем, которое «рисует» модели некрасивые синяки под глазами.
В целом балансировка света идёт по той же схеме: сначала настраиваемся без учёта вспышки, чтобы фон выглядел хорошо и не был пересвечен, а уже потом добавляем вспышку.
В этой ситуации часто возникает проблема, связанная с выдержкой синхронизации. Это минимальная выдержка, на которой камера может работать со вспышкой (обычно — 1/250). Трудность кроется в том, что когда света много, эта выдержка слишком длинная, и кадр в результате выходит пересвеченным.
Чтобы избежать огрехов, нужно использовать вспышки, которые поддерживают режим высокоскоростной синхронизации (HSS). С такими моделями можно работать на любых выдержках.
Вторая проблема — чтобы перебить очень яркий (например, прямой солнечный) свет нужны очень мощные вспышки. Компактная накамерная, скорее всего, будет просто незаметна. Здесь опять же единственный вариант — выбирать мощные источники импульсного света.