Жаркий свет: как снимать при резком солнце и не испортить кадр

Лето — прекрасное время, чтобы создавать красивые кадры, если бы не одно но. Часто палящее солнце превращается из помощника фотографа во вредителя, который портит снимки.

Почему в солнечные дни фотографии могут выглядеть плохо и как с этим быть, читайте в этом материале.


Лето — прекрасное время для съёмок на свежем воздухе, но есть нюансы / Фото: Алиса Смирнова

В этой статье:

  1. В чём сложность съёмок под солнцем летом
  2. Способы приручить солнечный свет
  3. Что важно учитывать при фотографировании под ярким солнцем летом

В чём сложность съёмок под солнцем летом

Главная проблема фотосъёмки под солнцем кроется в том, что большую часть дня свет падает сверху. Это не самый удачный вариант, особенно, когда речь идёт о фотографировании людей: в случае с портретом верхний свет дает тени под бровями, в которых утонут глаза, а также тени под носом и под губами, которые не льстят любому лицу.


Сравните верхний свет и рембрандтовский свет / Фото: petapixel.com

Верхний свет считается плохим для съёмки портретов, поэтому если есть возможность не снимать в полдень, лучше этого не делать, а выбрать время ближе к вечеру. В идеале — в золотой час. О том, что это такое, читайте в этом материале.


Портрет около полудня и портрет в золотой час / Фото: Алиса Смирнова

Также яркое полуденное солнце часто мешает моделям: многие не могут терпеть яркий свет, начинают моргать и щуриться.


Способы приручить солнечный свет

Самый простой способ снимать в солнечный полдень — увести модель в густую тень и работать там. Этот вариант подходит, если перенести съёмку на более удачное время нереально (например, речь о свадьбе), и у фотографа нет инструментов, которые могли бы исправить свет.


Если снимать в тени деревьев или домов, то неважно, где находится солнце — свет будет равномерно рассеянный / Фото: Алиса Смирнова

Второй, более универсальный, способ — использовать белый или серебряный отражатель. Работать с ним просто: ставим модель спиной к солнцу, а перед лицом располагаем отражатель, который и перенаправит свет на человека.

Главная фишка этого подхода — направлять свет под правильным для портрета углом. Если размещать отражатель слишком низко, есть риск получить неподходящий для портрета нижний свет. Хороший вариант — когда луч летит на человека чуть сверху (максимум под углом в 45 градусов) и чуть сбоку (градусов 20-30). 


Слева — модель, подсвеченная отражателем, а справа — просто в контровом свете / Фото: Алиса Смирнова

По сути мы получаем классическую студийную схему, где рисующий свет прорабатывает выступающие части лица и даёт блик в глазах модели, а контровый (его роль выполняет солнце) подсвечивает волосы и добавляет кадру объёма.

Правда, у этой схемы есть один нюанс. Некоторые модели (особенно маленькие дети) не могут терпеть свет и начинают щуриться даже на отражённый — тогда лучше использовать следующий способ.

Третий вариант сделать хорошие кадры под палящим солнцем — притенить модель при помощи полупрозрачной фрост-рамы, которая входит в любой стандартный отражатель 5 в 1

Чтобы использовать раму, нужно снять чехол и оставить только центральную часть отражателя, затянутую полупрозрачной белой тканью. Затем просто поставьте эту конструкцию между моделью и солнцем, и тогда свет, пройдя через рассеиватель, станет менее слепящим. Пользуясь этим лайфхаком, снимки с красивым светом и без прищура глаз можно получить даже при палящем полуденном солнце.


Кадр сделан на солнце, но над головами людей полупрозрачный рассеиватель / Фото: Алиса Смирнова

Единственный момент: как правило, в полдень рассеиватель приходится держать практически над головой у модели, и для этого нужен ассистент — работая в одиночку, схему реализовать трудно. Плюс, держать фрост-раму сложно, если на улице ветер, а чем больше фрост-рама, тем сложнее её держать. Наконец, для ростового или группового портрета нужны крупные модели, способные дать большую тень. 

Совет: если рассеивателя под рукой нет, можно использовать белый зонт или любой кусок белой ткани, который способен отбросить тень на лицо. Для крупного портрета подойдет даже обычная светлая рубашка.

Ещё один вариант — использовать импульсный или постоянный источник света вместо отражателя. Схема работы точно такая же: ставим человека спиной к солнцу, а лицо подсвечиваем вспышкой или постоянным светом, используя подходящий для портрета угол и правильный модификатор.


Съёмка на улице с импульсным светом / Фото: gavtrain.com

Использовать импульс или постоянный свет — дело предпочтений: у каждого свои сильные и слабые стороны. Аккумуляторные постоянники менее мощные и быстрее разряжаются, но зато свет видно сразу и можно параллельно подснять видео. Вспышки мощнее и более автономны, но требуют дополнительных средств синхронизации (под ярким солнцем обязательна поддержка режима HSS) и могут раздражать модель.


Что важно учитывать при фотографировании под ярким солнцем летом

Есть ещё несколько моментов, которые фотографу стоит держать в голове, проводя фотосессии под солнцем летом.

Важно следить за настройками камеры, чтобы не допустить пересветов. Когда на небе яркое солнце, в какой-то момент света может стать чересчур много.


Вот такую красоту можно получить, неудачно выкрутив колесо выдержек / Фото: Алиса Смирнова

Часто встречается совет прикрывать диафрагму до значений 8.0 и меньших. Это действительно защитит от пересветов, но при таких значениях вы гарантированно получите очень большую глубину резкости и потеряете размытие фона.

Получается, что в целом совет правильный, но уже не для всех актуальный. Если вы снимаете на зеркальную камеру 2008 года выпуска, то да — вариантов, кроме закрытия диафрагмы, у вас нет. Если же в руках современная беззеркалка, у которой есть электронный затвор, можно пойти другим путём.

Электронный затвор позволяет работать на сверхкоротких выдержках — до 1/32000. А на таких значениях фотографировать без пересветов можно даже на палящем солнце со значением диафрагмы в 1.4.


Солнце, боке и очень короткая выдержка / Фото: Алиса Смирнова

В качестве дополнительного бонуса такие короткие выдержки дадут эффект замороженного движения. Если, например, дети играют с водяными пистолетами или брызгаются в реке — капли, зависшие в воздухе, будут выглядеть очень эффектно.


Плескаться и играть в воде — отличный сюжет для семейной фотосессии в летнюю жару / Фото: Алиса Смирнова

Ещё один важный момент: помните, что полуденное солнце — это не только про нехороший свет, но часто про дискомфорт и для фотографа, и для модели. Не стоит планировать излишне длинные фотосессии в жару. Обязательно используйте солнцезащитный крем, носите шляпу или панаму, берите с собой воду и отдавайте предпочтение тем локациям, где есть возможность отдохнуть в тени — тепловой удар никому не нужен.


Тепловой удар. Такой эффект на фото можно получить, снимая под солнцем через софт-фильтр / Фото: Алиса Смирнова

Кстати, это актуально и для техники. Помните, что при длительной непрерывной работе матрица камеры будет нагреваться, а в жару поймать перегрев аппаратуры существенно проще.

Напишите нам