Как поставить свет в фотостудии — один из главных вопросов, которые встают перед начинающим фотографом. Новичкам сложно выбрать подходящее оборудование, определиться с количеством источников света, правильно их настроить и сбалансировать. В этом тексте мы собрали советы, которые помогут получить красивый свет в студии без стресса.
Съёмка в студии должна быть удовольствием для всех участников процесса, а не нервотрёпкой / Фото: unsplash.com
Источники импульсного света (вспышки) срабатывают в момент спуска затвора. Постоянники светят всегда. Поэтому, если опыта совсем немного, лучше начинать работу в студии с источниками постоянного света.
Да, как правило, у хороших источников импульсного света есть пилотные лампы, которые показывают направление света и помогают строить схемы. Но полностью вопрос это не решает. Пилотный свет показывает только направление, он не даёт представления о мощности источников и не помогает сбалансировать их между собой.
С постоянниками такой проблемы нет. Помимо того, что свет от них хорошо видно, есть и другие плюсы:
Некоторые начинающие фотографы стесняются того, что им нужно 10-15 минут на выставление и настройку света. Думают, что модель потеряет терпение или решит, что перед ней абсолютно некомпетентный специалист. Это большая ошибка.
Лучше начать съёмку чуть позже, но с хорошо выстроенным светом. Поправить то, что сделает плохой свет, на постобработке сложно. Да и сама обработка займет у вас времени больше, чем вы бы потратили на настройку перед съёмкой.
Важно дать себе время подготовиться и всё настроить / Фото: unsplash.com
Если внимание посторонних при подготовке студии вас смущает, лучше приглашать моделей чуть позднее. Выделите себе 10 минут на спокойную и тщательную подготовку к работе. 45 минут съёмки со 100-процентно хорошим светом лучше, чем час, но с плохо поставленным.
Если вы только начинаете свой путь в фотографии, рекомендуем использовать простые схемы света — с двумя, максимум тремя источниками. Причина простая: чем больше ламп, тем сложнее с ними работать. Для хорошего света вам придётся выставить источники под правильными углами и с нужных сторон, настроить их мощность между собой и согласовать с настройками фотоаппарата. Если ламп мало, проблемы отпадают сами собой.
Есть немало вариантов, которые позволяют получить хороший свет при небольшом числе источников. Например, классическая схема — рембрандтовский свет.
Рембрандтовский свет: один источник ставится сверху под углом в 45 градусов / Фото: Алиса Смирнова
А набор оборудования из двух ламп даст ещё больше интересных вариантов для работы со светом. Например, вот такой:
Маленький софтбокс создаёт светотеневой рисунок, большой октобокс смягчает тени / Фото: Алиса Смирнова
Ещё больше простых схем света вы найдёте в этом материале.
А если уверены в своих силах и готовы браться за схемы с тремя источниками, семь хороших вариантов вы найдёте здесь.
Очень полезно научиться имитировать обычный дневной свет при помощи искусственного. Сделать это достаточно просто.
Главная фишка в том, что мы направляем источник света не на моделей, а в стену. Такой переотражённый свет — отлично решение, например, для семейной съёмки. Здесь вам не потребуется хитрая схема, а нужен просто хороший рассеянный свет.
У работы с переотражённым светом есть два основных условия:
Надеваем на источник любой софтбокс или октобокс и направляем его на стену (окно, циклораму). Лучше всего — немного вверх, примерно под углом в 45 градусов. В итоге мы получаем спокойный рассеянный свет по всему залу.
При использовании этого варианта стена превращается в один большой рассеиватель и по сути заменяет собой большое окно. Очень актуально для фотосессий зимой, когда темнеет рано, а нужен дневной свет.
Пример новогодней съёмки с отражённым светом. Свет направлен в занавешенное белой шторой окно слева от моделей / Фото: Алиса Смирнова
Главная проблема, которая может возникать при таком подходе — недостаточная яркость источника света. В идеале для него нужен мощный источник импульсного света. Если работаете с постоянниками, и света мало, стоит снять софтбокс. Свет станет менее мягким и равномерным, но более заметным.
Ещё одна проблема, с которой может столкнуться новичок — света слишком много и он неуправляем. Такое бывает, когда зал фотостудии маленький, а источники в нём установлены очень мощные. Хуже только если все стены в помещении светлые. Тогда даже на минимальной мощности свет отражается отовсюду, и студия становится похожа на большой лайткуб. Получить здесь что-то, кроме бестеневого освещения, просто невозможно.
Бороться с такими паразитными переотражениями можно при помощи сот и чёрных флагов. Соты — это специальная насадка на рефлектор, софтбокс или октобокс, которая отсекает лишний свет, делая его поток более узким и направленным. Флаг — просто чёрный предмет, который ставится на пути потока света и корректирует его направление и количество. Например, для этих целей в студиях часто используют крашеные листы пенопласта. Также в качестве флага может выступать отражатель 5 в 1. Но оба варианта работы со светом (и с сотами, и с отражателем) подходят не для каждой съёмки. Плюс, начинающему бывает трудно разобраться со всем этим оборудованием.
В небольших помещениях лучше всего работать с источниками постоянного света. Они менее мощные и шкала регулировки у них гораздо более тонкая.
В любом случае, стоит помнить: всё, что нас окружает, в той или иной мере отражает свет. Если модель стоит в полуметре от белой стены и её подсвечивает спереди, то вы работаете не только с фронтальным источником. Вы работаете с двумя — фронтальным и лёгким контровым (отражение от стены).
Впрочем, это настолько же плюс, насколько и минус. Если, например, поставить модель в полуметре от стены сбоку, а с другой стороны направить на неё источник света, вы получите схему с двумя источниками: более сильным и более слабым — от стены.
Единственный момент, который нужно держать в голове постоянно: свет стоит отражать только от белых объектов. Если стены студии зелёные, отражать что-либо от них — плохая идея. Свет будет подкрашиваться, и на лице модели появятся зелёные рефлексы.
Отражатели часто воспринимают как инструмент исключительно для уличных съёмок при естественном свете. Но с отражателями удобно работать и в студии. Серебряный или золотой может заменить собой ещё один источник света. Очень актуально, когда вам для схемы нужно три, а у вас только два.
Отражатель заменяет здесь ещё один источник света с софтбоксом / Фото: profoto.com
Подробнее о том, как выбрать отражатель и как работать с ним мы писали в этом материале.
Например, шторки с цветными фильтрами — один из самых простых, но в то же время эффектных аксессуаров, который позволит сделать съёмку интересной. Цветной свет — вообще тренд последних нескольких лет. Он позволяет и создавать необычные неоновые съёмки, и добавлять ненавязчивые акценты к классическому портрету.
Сзади модель подсвечена источником света с тёплым фильтром / Фото: panele.lt
Кстати, при работе с источниками постоянного света фильтры не понадобятся: у многих ламп есть регулировка температуры света, которая позволяет получить нужный оттенок без дополнительного оборудования.