Весь свет в фотографии делят на два типа: естественный и искусственный. Искусственный — это вспышки, постоянники, лампы в помещениях и на улицах. Естественный — тот, что даёт нам природа: солнце и пасмурное небо.
Как приручить естественный свет и получить хорошее освещение даже там, где оно изначально плохое, читайте в этом материале.
С естественным светом мы сталкиваемся и днём, и вечером, и на улице, и в помещении / Фото: Алиса Смирнова
В этой статье:
Считается, что работать с естественным светом проще, чем искусственным — особенно начинающим. Причины две: во-первых, его видно невооруженным глазом; во-вторых, для его появления не нужно предпринимать никаких дополнительных действий. В этом случае можно временно забыть о том, как расставлять источники света, подбирать модификаторы, настраивать мощность импульса.
При этом естественный свет может быть как хорошим, так и плохим. Рассмотрим типичные съёмочные ситуации, с которыми мы сталкиваемся при работе с естественным светом. Важный момент: в этом материале речь пойдёт в основном о съёмке людей, но советы также подойдут для мелкой предметки. А вот пейзажистам эти рекомендации не пригодятся, поскольку свет и фотографирование пейзажей — тема, которая требует отдельного разговора.
В случае с солнечным светом многое зависит от времени суток и положения солнца. Самый удачный момент для съёмки портрета — «золотой час», то есть период сразу перед закатом и после рассвета. Таким светом даже управлять особо не нужно — он хорош сам по себе, можно просто фотографировать в своё удовольствие. Подробнее о том, как ловить «золотой час» и снимать в это время читайте здесь.
Обычно большинство проблем на снимках возникают из-за солнца, стоящего высоко. В том числе, его лучи считаются неподходящим светом для съёмки портретов, поскольку дают слишком сильный контраст и вертикальные тени, которые рисуют провалы под глазами и под носом.
Посмотрите, как меняется светотеневой рисунок в зависимости от направления света. Слева — верхний, справа — нижний и боковой / Фото: petapixel.com
Такой свет гарантированно испортит фотографии, поэтому с ним нужно что-то делать. Есть три рабочих способа исправить ситуацию.
Первый — использовать отражатель. Принцип простой: ставим модель затылком к солнцу и перенаправляем свет с более удачного угла, используя отражатель. Такой свет мягче, к тому же его легче терпеть, а значит, модель не будет щуриться.
Солнце, светящее в затылок, немного подсвечивает волосы, что тоже добавляет светотеневому рисунку шарма / Фото: Алиса Смирнова
Причём использовать специализированный отражатель необязательно — в его роли может выступать любой объект материального мира: стена дома, забор, рекламный щит. Всё это прекрасно отражает свет и смягчает его, единственное — выбирайте белые или серые объекты, иначе можно получить цветные рефлексы на лице модели.
Лицо модели в этом случае освещает не прямое солнце, а свет, переотражённый от белого целлофана / Фото: Алиса Смирнова.
Второй вариант — попросту избавиться от солнца, снимая в глубокой тени деревьев или домов. В этом случае свет будет напоминать освещение от пасмурного неба — такой же невыраженный, ровный и рассеянный.
Такой свет хорошо подходит для женского портрета / Фото: Алиса Смирнова
Помните, что при съёмке в тени, света, конечно, становится меньше, но это далеко не полная темнота. Здесь по сути речь идёт о работе в рассеянном, отражённом от других объектов свете, поэтому важно следить, чтобы не появлялись сильные цветовые рефлексы.
Например, если вокруг моделей много травы, на лицах могут появиться зелёные отсветы / Фото: youtube.com
Минимизировать проблему рефлексов может поляризационный фильтр. Он умеет отсекать переотражённый свет, а значит, справится с паразитными оттенками в кадре.
Кроме рефлексов, важно помнить о правильных настройках камеры. Особенно пристально следите за выдержкой: если вы снимаете на закрытой диафрагме, света может стать слишком мало, и начнутся смазы.
И третий вариант работы с прямым высоким солнцем — использовать фрост-раму, которая входит в любой комплект отражателей «5 в 1». Фрост-рама — это полупрозрачная белая ткань, через которую мы пропускаем свет, чтобы сделать его мягче.
Фрост-рама даёт очень мягкий, но выраженный свет. Единственная проблема — для работы нужен ассистент, который будет её держать / Фото: Алиса Смирнова
И лайфхак напоследок: если нет возможности уйти от солнца или использовать отражатель, попросите модель приподнять подбородок и направить взгляд вверх — так светотень будет лучше.
Фото на границе света и тени вообще получаются очень эффектными / Фото: unsplash.com
Свет пасмурного неба считается самым простым для съёмки: он ровный и рассеянный, поэтому с ним сложно напортачить. Но минус у такого света всё же есть — он везде одинаковый и довольно скучный, так что, если хочется получить более интересный акцентный вариант, придётся повозиться.
На самом деле, свет пасмурного неба не такой однородный, как кажется: если присмотреться, можно найти места, где он будет более резким и выраженным. Например, для этих целей годятся разные козырьки.
Сравните два снимка, снятые в одной локации. Слева модель стоит в центре помещения, справа — под козырьком / Фото: Алиса Смирнова
Козырёк отсекает рассеянный свет пасмурного неба, и получается, что луч летит только с одной стороны, создавая хороший контровой. К слову, таким же образом можно получать боковой свет, если снимать не из-под навеса, а вдоль него.
В качестве козырька выступают, например, крыша подъезда, арка под домом, мост, густая крона дерева. Также можно использовать отражатель в чехле — он будет работать как чёрный флаг, отсекая часть света.
Ещё один подход, который помогает улучшить монотонное пасмурное освещение — доработать его при помощи импульсного света. Такой вариант возможен, например, когда вы работаете в студии с большими окнами в хмурый день. В этом случае свет от окна становится частью световой схемы, и его можно использовать любым удобным способом — как рисующий, заполняющий или контровый.
Подробнее о ролях света в схеме и о том, как их читать и строить, читайте в этом материале.
Важный момент: нужно следить за цветовой температурой источников, которые вы используете. Она должна совпадать с температурой естественного света, участвующего в схеме, иначе можно получить грязный оттенок: половина лица будет синеватой, половина — желтоватой, и такой брак потом очень сложно исправить.
Контрольные цифры для самопроверки:
Если теплота у нескольких источников света разная, стоит использовать цветные фильтры, чтобы это компенсировать.
Обычно проблема съёмок вечером и ночью в том, что света не хватает. Так, если вы фотографируете в сумерках, и какой-то свет ещё есть, не пытайтесь мудрить с ним, переотражать от чего-то. Лучше всего снимать с прямым светом гаснущего неба, поворачивая модель лицом в сторону заката.
Классная идея для эффектных снимков на фоне угасающего неба — силуэты. Более подробно о том, как снимать этот сюжет, читайте здесь.
Чёрные фигуры на фоне красок заката — это очень красиво / Фото: digital-photography-school.com
Обычно в сумерках возникает проблема со смазами, и чтобы её избежать, нужно обратиться к настройкам вашей камеры. Задача — сохранить выдержку короче 1/100: если она будет длиннее, смазы почти неизбежны. А чтобы удерживать выдержку на нужном уровне, максимально открываем диафрагму и повышаем значение ISO.
В случае, когда все настройки уже выкручены на максимум, а света всё равно недостаточно, можно использовать штатив и попросить модель стоять неподвижно, чтобы минимизировать смазы.