Лето — высокий сезон для фотографов и популярный период для любительских фотосессий. Главное — зарядиться хорошим настроением, выбрать интересную локацию и совладать с освещением. На последнем предлагаем остановиться подробнее.
В этой статье расскажем, в какое время суток лучше всего выходить на фотосъёмки, какого света избегать и какое оборудование поможет существенно улучшить снимки.
Правильная работа со светом — половина успеха / Фото: Алиса Смирнова
В этой статье:
Многие люди ошибочно полагают, что лучшая погода для фотографирования — обилие солнца, и устраивают съёмку днём, около полудня. Но на самом деле полуденное солнце даёт резкий верхний свет, работать с которым достаточно сложно.
Если с подобным естественным светом ничего не делать, он рисует людям на лице странные тени, а часто и синяки под глазами.
Сравните два снимка: солнце светит сверху и солнце светит прямо в лицо. Обратите внимание на разницу в светотеневом рисунке / Фото: Алиса Смирнова
Поэтому идеальным временем для съёмки портретов, считается час-два до заката или перед рассветом — так называемый «золотой час». Золотой не только потому, что свет низкого солнца становится тёплым, но и оттого, что сама природа превращается в огромную фотостудию — с правильно поставленным светом.
Если всё же приходится снимать в полдень — например, на свадебной прогулке с жёстким таймингом, — есть четыре подхода к работе.
Первый — уводить людей в тень и снимать там. Закономерность простая: нет прямого верхнего солнца, значит, нет проблем. В тени деревьев или домов свет в любом случае будет мягче.
Портреты в тени в солнечный день / Фото: Алиса Смирнова
Второй — ставить моделей спиной к солнцу и подсвечивать спереди отражателем. С его помощью можно получить более низкий и удачный свет. Подробно о том, как работать с отражателем мы писали в этом материале.
Третий — ставить между светом и моделью полупрозрачный рассеиватель (он, например, входит в стандартный набор отражателей «5 в 1»). Подходит этот метод, правда, только для съёмки крупных портретов, поскольку даже самый большой рассеиватель не даёт большой тени.
Посмотрите на правый рукав платья модели — там кончается полутень от рассеивателя, который ассистент держит над головами людей / Фото: Алиса Смирнова
Четвёртый (если уйти в тень нельзя и отражателя тоже нет) — просить модель немного запрокидывать голову навстречу солнцу. Тени в этом случае останутся жёсткими, но по крайней мере не будет выраженных затемнений под бровями и под носом.
Если смотреть на солнце сложно, глаза можно закрыть или надеть солнечные очки / Фото: Алиса Смирнова
Вторая опасность, которая ждёт при съёмке людей летом — цветные рефлексы на коже. Чаще всего — зелёные, так как вокруг много зелени, от которой отражается солнечный свет.
Зелёный в принципе очень агрессивный цвет, который к тому же делает оттенок кожи нездоровым. Чтобы решить эту проблему, модель можно подсвечивать чистым светом. Например, при помощи отражателя или источника импульсного света. Кроме того, эту ошибку можно исправить на этапе постобработки — сдвинув оттенки зелёного в сторону жёлто-оранжевого.
Обращали внимание, что нередко на летних фотографиях листва и трава скорее желтоватые? Это издержки такой вынужденной цветокоррекции / Фото: Алиса Смирнова
Хотя, стоит отметить, что иногда траву тонируют в жёлтый не из-за рефлексов, а чтобы получить большую гармонию оттенков на фото.
Очень часто начинающим фотографам советуют не снимать против света, но на деле контровой свет — мощный инструмент, если правильно его использовать. Подробнее о типах света читайте в этом материале.
Во-первых, ставить модель спиной свету и досвечивать её при помощи отражателя — один из самых рабочих способов получить приличный свет в полдень. Об этом мы говорили в предыдущем разделе.
Во-вторых, в «золотой час» контровый свет позволяет получать эффектные силуэтные снимки. Обычно когда человек говорит «не снимайте против света», он имеет в виду «без дополнительной работы со светом в контровике вы получите силуэт». Что не всегда плохо.
Силуэты на закате / Фото: digital-photography-school.com
Трудно спорить с тем, что солнце даёт интересный свет, однако, объективно самая простая погода для портретной фотографии — пасмурная. Рассеянный свет облачного неба даёт очень мягкий свет, который идеально подходит для крупной съёмки детей и женщин.
Дождливый день даёт практически бестеневой рисунок / Фото: Алиса Смирнова
Кто-то может сказать, что такой свет скучноват, но, с другой стороны, в пасмурный день гораздо сложнее напортачить. Хмурая погода — определённо лучший вариант для семейных фотосетов с маленькими детьми, которым сложно позировать и тяжело смотреть на солнце.
Также определённый простор для творчества даёт дождь.
Эффектные фото под дождём / Фото: Фото: sewinginthepast.com, listelist.com
Главное — не забывайте о технике безопасности: чтобы снимать под дождём нужны либо влагозащищённая камера и объектив, либо специальный дождевик, который в крайнем случае можно соорудить из целлофанового пакета. Ещё один вариант, если вы работаете с ассистентом — попросить его подержать над вами зонт.
Естественный свет — это прекрасно, особенно, когда умеешь с ним работать. Однако не обязательно ограничиваться только им. Например, среди фотографов-репортажников очень распространена практика работы с обычной накамерной вспышкой — ею дают импульс в лицо герою, когда нужно снимать в жёстком контровике, и нужен не силуэт, а проработанный снимок. Также очень интересного эффекта можно добиться при работе с выносными вспышками.
Солнца нет или оно не с той стороны? Не проблема, сымитируем его вспышкой / Фото: gavtrain.com
При работе со вспышками под открытым небом можно столкнуться с проблемой выдержек: бывает, что вам нужна выдержка короче, чем та, с которой способны работать импульсы (обычно это 1/250). Чаще всего эта проблема возникает при использовании светосильных объективов.
Есть два способа борьбы с ней: либо использовать вспышки, которые поддерживают высокоскоростную синхронизацию (HSS), либо использовать нейтральные фильтры, которые помогут убрать лишний свет. Подробнее о том, как выбрать фильтр под ваш объектив, читайте в этом материале.
Постоянный свет также может быть полезен при съёмках на улице. Конечно, на то, чтобы перебить свет солнца, его не хватит, но немного осветлить тени и добавить объёма он может. Для этих целей можно использовать специальные аккумуляторные осветители, жезлы или компактные накамерные панели. Выбор оборудования во многом зависит от крупности портрета: для крупного подойдёт и компактная панель, но для поясного или ростового нужен источник света побольше.
Также очень полезны источники постоянного света для съёмки в сумерках и «синий час» — там они способны по-настоящему поменять правила игры. Подробнее о том, как работать с led-светом, читайте в этом материале.