Как создать уютный и «живой» свет для съёмки интервью и подкастов

Наверное, любой, кто хоть раз брал в руки фотоаппарат или телефон, слышал, что хороший свет важнее хорошей камеры. Для видеоблогов, интервью и подкастов это правило особенно актуально. 

Как добиться мягкого естественного освещения, которое создаст правильное настроение в кадре, читайте в этом материале.


Классический вариант света для интервью / Фото: unsplash.com

В этой статье:

  1. Какой свет выбрать для интервью и подкастов
  2. Как поставить свет для интервью и подкастов
  3. Настройки цветовой температуры света

Какой свет выбрать для интервью и подкастов

Для съёмки интервью или подкастов используется постоянный свет. Теоретически можно обойтись и бытовыми лампами, но на практике это неудобно: их сложно направить под нужным углом, а сами лампы часто мерцают и дают полосы на изображении. Оптимальное решение — специальные осветительные приборы, созданные для фото- и видеосъёмки.

Лучше всего для съёмки подкастов и интервью подойдут мощные светодиодные прожекторы или led-панели

Прожекторы удобно использовать через софтбокс — он делает свет мягче, что особенно важно при съёмке людей. Однако учитывайте, что софтбокс снижает мощность света, поэтому если лампы слабые, а съёмка ведётся в полный рост, от него лучше отказаться.

Софтбоксы применяются для рисующего и заполняющего света, а вот для контрового и фонового они не нужны.

Для классических блогерских схем света, о которых речь пойдёт дальше, обычно достаточно от одного до четырёх источников света. Не забудьте и про надёжные стойки для установки оборудования.


Как поставить свет для интервью и подкастов

Перейдём к собственно постановке света. Базовый минимум — один источник света, выполняющий роль рисующего. Это может быть led-светильник в софтбоксе или светодиодная панель. Располагаем оборудование перед лицом человека в кадре, но немного сбоку от камеры и немного сверху — как на схеме ниже.

Если свет выставлен правильно, в глазах героя кадра будет заметен блик. Если блика нет — значит, источник поднят слишком высоко.


Это самый простой и универсальный вариант портретного света, который создает нормальный рисунок на лице человека / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Это рабочий, но достаточно плоский вариант. Если хочется сделать картинку «живее» и объёмнее, добавьте ещё один источник — фоновый свет.


Один источник света (в софтбоксе) светит на человека в кадре, второй — освещает фон / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Обратите внимание, как изменилась картинка на превью выше. Фоновый свет — это база грамотного объёмного освещения. Он формирует глубину кадра и создаёт атмосферу — независимо от того, снимаете вы на нейтральном фоне или в интерьере. 

В помещении можно использовать и естественное освещение, но следите, чтобы на видео не было мерцания. Для этого выставляйте ручную выдержку, кратную 50: например, 1/50, 1/100.

Если вы используете специальный LED-светильник для фона, поставьте его за спиной человека, чуть в стороне, направив вдоль стены. Важно, чтобы между героем и стеной было хотя бы пару метров — иначе нужного объёма не получится.


Посмотрите, как меняется настроение на этих двух примерах: слева — с фоновым светом, справа — без фонового / Фото: Алиса Смирнова

Ещё более выразительной и объёмной картинку может сделать контровый свет — источник, направленный на человека со спины. При этом очень важно выставить его правильно: он должен давать красивый блик на волосы, но ни в коем случае не освещать щёку — это добавит коже лишнюю текстуру.


Контровый свет ставим таким образом, чтобы он не лез в кадр / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Теперь перейдём к роскошному максимуму — он включает четыре источника: рисующий, фоновый, контровый на волосы и заполняющий свет. Последний ставят в большой октобокс с противоположной стороны от основного света и делают менее мощным. Он слегка подсвечивает тени, смягчая черты лица — этот тип света особенно ценят женщины.


Такой классический бьюти-свет делает кадр более комплементарным / Иллюстрация: Алиса Смирнова


Настройки цветовой температуры света

Ещё одна вещь, которая сильно влияет на настроение кадра — цветовая температура. Свет может быть тёплым, холодным и цветным. Современные источники постоянного света, как правило, позволяют регулировать этот параметр: обратите внимание на модели RayLab, у которых освещение меняется от тёплого белого до холодного белого.

Важный момент! Если вы используете один источник света, допустимо любое значение — и тёплый белый, и холодный белый. Здесь главное правильно настроить баланс белого на камере — как это сделать, мы писали в этом материале

А вот когда источников света несколько, их температура играет важную роль. Посмотрите на картинки, где есть два одинаковых источника света — рисующий и контровый, — но настройки цветовой температуры выстроены по-разному.


Слева — основной свет белый, а контровый тёплый. Справа — основной тёплый, а контровый белый / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Также цветовая температура принципиальна при смешанном освещении — например, когда в кадр попадает естественный свет из окна. Это не самый простой вариант, и подробно о том, как его приручить, мы писали в этом материале.

Для съёмки людей в качестве основного стоит выбирать чистый белый или чуть тёплый свет. Но с последним будьте осторожны, поскольку избыточная желтизна делает кожу неестественной. Плавная регулировка цветовой температуры у ламп — большой плюс: можно подобрать оттенок света под конкретную сцену.

А вот использование тёплого или цветного света в качестве контрового и фонового — отличный приём, который позволяет играть настроением в кадре.


Тёплый фоновый свет и тёплый контровик по волосам ощутимо меняют картинку / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Ещё более интересные варианты освещения дает цветной свет — не просто тёплый или холодный, а, например, красный, синий или зелёный. 

Чтобы работать с цветным светом, нужны led-светильники, поддерживающие полный спектр RGB. Они способны менять температуру света в больших пределах и позволяют получать, например, синий свет. Правда, такие лампы часто менее мощные, чем классические белые, — это стоит учитывать при съёмке.


Синий контровый свет падает на волосы и правое плечо, а фон залит красным / Иллюстрация: Алиса Смирнова



Напишите нам