Маркировка объективов: что означают цифры и буквы

Правильный объектив — не меньший вклад в успешное фото, чем сама камера. Однако выбор объектива сегодня — задача не из простых. Стёкла различаются по десятку разных параметров, и каждый влияет на то, как будет выглядеть картинка. 

В этом материале подробно расскажем, что означают цифры и аббревиатуры, которыми маркируются объективы.


Столько разных объективов / Фото: unsplash.com

В этой статье:

  1. Фокусное расстояние объектива и светосила
  2. Байонеты, размер матрицы и совместимость
  3. Оптическая стабилизация и её отсутствие
  4. Защита от воды, брызг и пылии

Фокусное расстояние объектива и светосила

Это две главные характеристики, которые и влияют на то, какую картинку будет давать объектив. Фокусное расстояние отвечает за угол зрения: чем оно меньше, тем более широкоугольным считается объектив, чем больше — тем более длиннофокусным. Его маркировка простая и легко считываемая — это будет просто цифра в миллиметрах. 

Например, Nikkor 50 mm — объектив с фокусным расстоянием в 50 мм, классический «полтинник». Такое фокусное считается относительно универсальным и подходящим для съёмки портрета. 

Если «портретник», «широкоугольник», «телевик» для вас пока — пустой звук, и хочется основательно разобраться в теме, ознакомьтесь с нашим материалом.

Ещё существуют объективы с переменным фокусным расстоянием, или зумы. Для таких моделей будут указываться два значения: стартовое и максимальное. Например, Canon 55-200 mm — достаточно длинный зум, покрывающий фокусные расстояния от универсального «полтинника» до умеренного телеобъектива.


Ещё один классический диапазон фокусных расстояний — 18-55 мм. Таких объективов очень много для разных систем / Фото: unsplash.com

Светосила обычно указывается в виде 1:1.4, 1:2.8 и т. п. Чем меньше цифра, тем больше максимальная светосила, а значит больше света пропускает стекло.

Что касается зум-объективов — они бывают двух типов: с переменной и постоянной светосилой. У постоянных в маркировке будет указана только одна цифра: например, Olympus 12-45 mm 1:4 — это зум-объектив с постоянной светосилой f/4. А вот с переменными всё сложнее. Допустим, у Canon 55-200 mm 1:4-5,6 на минимальном фокусном расстоянии (55 мм) светосила будет 4.0, а на максимальном (200 мм) — 5.6. И по мере движения от минимального к максимальному она плавно падает.


Sony — те ещё скряги: даже «мм» написать пожадничали. Перед нами зум с диапазоном фокусного расстояния от 18 мм до 125, с переменной светосилой / Фото: casualphotophile.com

Зумы с переменной светосилой обычно ощутимо дешевле своих «постоянных» собратьев, что обусловлено конструктивными особенностями. Да, постоянная светосила требует очень крупных и тяжёлых линз, которые дорого производить и сложно смещать при автофокусировке. Однако работать на объективы с переменной светосилой сложнее: для разных значений зума будут постоянно меняться значения экспотройки.


Байонеты, размер матрицы и совместимость

Это самая сложная часть подбора объективов. Проблема в том, что не каждый объектив Canon подойдёт для любой камеры Canon — важно понимать, полнокадровая камера или APS-C, зеркальная или беззеркальная. Попробуем разобраться в маркировках.

Байонеты камер Canon:

  • EF — зеркалки, полный кадр;
  • EF-S — зеркалки, кроп-матрица; 
  • RF — беззеркалки, полный кадр:
  • RF-S — беззеркалки, кроп;
  • EF-M — беззеркалки, кроп-матрица. Это старая линейка, больше такие камеры и объективы не производятся, но их до сих пор можно встретить в продаже.

Данные о байонете будут прописаны прямо в названии объектива. Например, Canon EF-S 10-18mm 1:4.5–5.6 — объектив для кроп-зеркалок, а Canon RF 85 mm 1:2 — для полнокадровых беззеркалок.


Вся информация находится рядом с передней линзой / Фото: fstoppers.com

У Fujifilm сегодня только два байонета:

  • Fuji X — кропнутые беззеркалки;
  • Fuji G — средний формат.

Учитывая, что средний формат — штука редкая и, скорее, для эстетов, можно сказать, что у Fujifilm один актуальный байонет. При этом объективы серии X можно встретить двух типов — XF и XC, то есть профессиональные и любительские. 


Красивый, профессиональный, дорогой объектив / Фото: unsplash.com

У Nikon всё относительно просто и логично. Объективы для кроп-камер обозначаются буквами DX, а у всех беззеркальных (у них байонет Z-mount) в названии непременно будет буква Z. 

  • NIKKOR Z DX 50-250mm — для беззеркального кропа; 
  • AF-S DX NIKKOR 35mm 1:1.8 — для кроп-зеркалки; 
  • AF-S Nikkor 85mm 1:1.8 — для полнокадровой зеркалки.


Как обычно все данные располагаются вокруг передней линзы / Фото: camerajabber.com

У Sony тоже достаточно простая и незамысловатая система:

  • Е — объективы для кроп-камеры;
  • FE — объективы для полнокадровых камер.

Если на объективе нет ни того, ни другого, скорее всего, перед вами зеркальный объектив. Причём довольно старый, поскольку сегодня Sony выпускает только беззеркалки.


Полнокадровый светосильный зум от Sony /Фото: adorama.com

У Olympus и OM System по сути два байонета:

  • Zuiko Digital — зеркалки (сейчас не выпускаются, но всё ещё встречаются);
  • M.Zuiko Digital — беззеркалки с матрицей micro 4/3.

Отличаются одной буквой — легко перепутать, но при этом они несовместимы. А вот написано на объективе «Olympus» и «OM System» — вообще без разницы: это одно и то же, просто компания была продана и переименована.

Кстати, объективы M.Zuiko подходят и другим камерам с матрицей micro 4/3. Такие встречаются, например, у Panasonic. Также их можно использовать с кинокамерой Blackmagic Pocket Cinema Camera 4K и даже дроном DJI Inspire 2.


Оптическая стабилизация и её отсутствие

Это ещё один параметр, по которому линзы делятся на две большие группы: стабилизированные и нет. 

Стабилизация нужна, чтобы минимизировать тряску рук при съёмке и сделать более комфортной работу на длинных выдержках. Абсолютный мастхэв для видеосъёмки и неплохой вариант для стрит-фотографа или пейзажиста, который не хочет носить с собой штатив.

Проблема с маркировкой в том, что у производителя нет единого стандарта для этой важной опции. Придётся либо запоминать, либо сверяться с нашим списком:

  • Canon, Olympus и OM System — IS (Image Stabilization);
  • Fujifilm — OIS (Optical Image Stabilization), 
  • Panasonic — O.I.S, это то же самое, но с точками;
  • Nikon — VR (Vibration Reduction);
  • Sony — OSS (Optical Steady Shot);
  • Sigma — OS (Optical Stabilizer);
  • Tamron — VC (Vibration Compensation).

Защита от воды, брызг и пыли

На рынке встречаются объективы, защищённые от брызг и пыли. За влагозащиту в них отвечают специальные резиновые уплотнители. Очень полезная штука, если вы планируете много снимать на открытом воздухе.


Иногда влагозащита — более, чем полезно / Фото: mu-43.com

И да, единого стандарта наименования здесь тоже нет. У Pentax это будет AW (all weather), у Fujifilm — WR (weather resistant), а Canon, Nikon и Sony вообще не вводили специальное обозначение. 

Чаще всего защищёнными делают объективы из наиболее дорогих линеек: L-серия у Canon, G Master у Sony, серия PRO у Om System. Но прежде, чем выходить с ним под дождь, стоит всё же изучить инструкцию конкретного стекла.

Важно! Даже защищённый объектив в непогоду лучше дополнять защитным фильтром — это убережет вашу технику от поломок. Подробнее о том, как выбрать светофильтр, читайте здесь.

Кстати, информацию о необходимом размере светофильтра также можно найти на корпусе объектива.


Этому объективу нужны фильтры диаметром в 77 мм / Фото: unsplash.com

Напишите нам