Правильный объектив — не меньший вклад в успешное фото, чем сама камера. Однако выбор объектива сегодня — задача не из простых. Стёкла различаются по десятку разных параметров, и каждый влияет на то, как будет выглядеть картинка.
В этом материале подробно расскажем, что означают цифры и аббревиатуры, которыми маркируются объективы.
Столько разных объективов / Фото: unsplash.com
В этой статье:
Это две главные характеристики, которые и влияют на то, какую картинку будет давать объектив. Фокусное расстояние отвечает за угол зрения: чем оно меньше, тем более широкоугольным считается объектив, чем больше — тем более длиннофокусным. Его маркировка простая и легко считываемая — это будет просто цифра в миллиметрах.
Например, Nikkor 50 mm — объектив с фокусным расстоянием в 50 мм, классический «полтинник». Такое фокусное считается относительно универсальным и подходящим для съёмки портрета.
Если «портретник», «широкоугольник», «телевик» для вас пока — пустой звук, и хочется основательно разобраться в теме, ознакомьтесь с нашим материалом.
Ещё существуют объективы с переменным фокусным расстоянием, или зумы. Для таких моделей будут указываться два значения: стартовое и максимальное. Например, Canon 55-200 mm — достаточно длинный зум, покрывающий фокусные расстояния от универсального «полтинника» до умеренного телеобъектива.
Ещё один классический диапазон фокусных расстояний — 18-55 мм. Таких объективов очень много для разных систем / Фото: unsplash.com
Светосила обычно указывается в виде 1:1.4, 1:2.8 и т. п. Чем меньше цифра, тем больше максимальная светосила, а значит больше света пропускает стекло.
Что касается зум-объективов — они бывают двух типов: с переменной и постоянной светосилой. У постоянных в маркировке будет указана только одна цифра: например, Olympus 12-45 mm 1:4 — это зум-объектив с постоянной светосилой f/4. А вот с переменными всё сложнее. Допустим, у Canon 55-200 mm 1:4-5,6 на минимальном фокусном расстоянии (55 мм) светосила будет 4.0, а на максимальном (200 мм) — 5.6. И по мере движения от минимального к максимальному она плавно падает.
Sony — те ещё скряги: даже «мм» написать пожадничали. Перед нами зум с диапазоном фокусного расстояния от 18 мм до 125, с переменной светосилой / Фото: casualphotophile.com
Зумы с переменной светосилой обычно ощутимо дешевле своих «постоянных» собратьев, что обусловлено конструктивными особенностями. Да, постоянная светосила требует очень крупных и тяжёлых линз, которые дорого производить и сложно смещать при автофокусировке. Однако работать на объективы с переменной светосилой сложнее: для разных значений зума будут постоянно меняться значения экспотройки.
Это самая сложная часть подбора объективов. Проблема в том, что не каждый объектив Canon подойдёт для любой камеры Canon — важно понимать, полнокадровая камера или APS-C, зеркальная или беззеркальная. Попробуем разобраться в маркировках.
Байонеты камер Canon:
Данные о байонете будут прописаны прямо в названии объектива. Например, Canon EF-S 10-18mm 1:4.5–5.6 — объектив для кроп-зеркалок, а Canon RF 85 mm 1:2 — для полнокадровых беззеркалок.
Вся информация находится рядом с передней линзой / Фото: fstoppers.com
У Fujifilm сегодня только два байонета:
Учитывая, что средний формат — штука редкая и, скорее, для эстетов, можно сказать, что у Fujifilm один актуальный байонет. При этом объективы серии X можно встретить двух типов — XF и XC, то есть профессиональные и любительские.
Красивый, профессиональный, дорогой объектив / Фото: unsplash.com
У Nikon всё относительно просто и логично. Объективы для кроп-камер обозначаются буквами DX, а у всех беззеркальных (у них байонет Z-mount) в названии непременно будет буква Z.
Как обычно все данные располагаются вокруг передней линзы / Фото: camerajabber.com
У Sony тоже достаточно простая и незамысловатая система:
Если на объективе нет ни того, ни другого, скорее всего, перед вами зеркальный объектив. Причём довольно старый, поскольку сегодня Sony выпускает только беззеркалки.
Полнокадровый светосильный зум от Sony /Фото: adorama.com
У Olympus и OM System по сути два байонета:
Отличаются одной буквой — легко перепутать, но при этом они несовместимы. А вот написано на объективе «Olympus» и «OM System» — вообще без разницы: это одно и то же, просто компания была продана и переименована.
Кстати, объективы M.Zuiko подходят и другим камерам с матрицей micro 4/3. Такие встречаются, например, у Panasonic. Также их можно использовать с кинокамерой Blackmagic Pocket Cinema Camera 4K и даже дроном DJI Inspire 2.
Это ещё один параметр, по которому линзы делятся на две большие группы: стабилизированные и нет.
Стабилизация нужна, чтобы минимизировать тряску рук при съёмке и сделать более комфортной работу на длинных выдержках. Абсолютный мастхэв для видеосъёмки и неплохой вариант для стрит-фотографа или пейзажиста, который не хочет носить с собой штатив.
Проблема с маркировкой в том, что у производителя нет единого стандарта для этой важной опции. Придётся либо запоминать, либо сверяться с нашим списком:
На рынке встречаются объективы, защищённые от брызг и пыли. За влагозащиту в них отвечают специальные резиновые уплотнители. Очень полезная штука, если вы планируете много снимать на открытом воздухе.
Иногда влагозащита — более, чем полезно / Фото: mu-43.com
И да, единого стандарта наименования здесь тоже нет. У Pentax это будет AW (all weather), у Fujifilm — WR (weather resistant), а Canon, Nikon и Sony вообще не вводили специальное обозначение.
Чаще всего защищёнными делают объективы из наиболее дорогих линеек: L-серия у Canon, G Master у Sony, серия PRO у Om System. Но прежде, чем выходить с ним под дождь, стоит всё же изучить инструкцию конкретного стекла.
Важно! Даже защищённый объектив в непогоду лучше дополнять защитным фильтром — это убережет вашу технику от поломок. Подробнее о том, как выбрать светофильтр, читайте здесь.
Кстати, информацию о необходимом размере светофильтра также можно найти на корпусе объектива.
Этому объективу нужны фильтры диаметром в 77 мм / Фото: unsplash.com