Предметная фотография — одно из самых разнообразных направлений. В него входит съёмка и маленьких предметов — например, ювелирных украшений, — и довольно крупных объектов: допустим, бытовой техники или детских колясок. Также предметка очень неоднородна по жанру и стилистике: каталожная съёмка, фуд-съёмка, рекламная фотография. Каждая из этих задач требует индивидуального подхода и своих специфических инструментов.
В этом материале расскажем, какие объективы подходят для разных направлений предметной фотографии и поможем вам выбрать подходящий.
Для каталожной предметной фотографии важно, чтобы объект в кадре был резким и хорошо считывался / Фото: unsplash.com
Это самый распространённый класс объективов, которые подходят для съёмки любых сюжетов. Как ни удивительно, очень часто для предметки лучше всего подходит именно такое универсальное стекло, которое «обо всём и ни о чём».
Например, популярные сегодня натюрморты-флетлей (плоские раскладки, снятые с верхней точки) удобнее снимать как раз на штатный объектив, чье фокусное расстояние лежит в пределах 18-55 мм. С более длинными объективами, идеально подходящими, например, для макросъёмки, будет не так удобно: им нужно достаточно большое расстояние до объекта съёмки, поэтому камеру придётся поднимать высоко.
Флетлей-натюрморт с мюслями, печеньем и молоком / Фото: unsplash.com
Также работать со штатным объективом — хорошая идея для фотографа, у которого нет строгой специализации. Специфические предметные объективы, о которых речь пойдёт ниже, зачастую стоят дорого и отвечают далеко не всем задачам, потому универсальный объектив в этом плане выигрывает.
Ещё универсальный объектив будет хорошим выбором для съёмки крупных предметов: например, мебели, бытовой техники.
Кстати, независимо от того, что именно будет в кадре, фотографу-предметчику точно пригодится поляризационный фильтр — он позволяет убирать ненужные отражения на блестящих поверхностях.
Например, такой фильтр — незаменимая вещь при съёмке часов. С ним стекло не будет бликовать, а значит, стрелки и цифры останутся хорошо различимыми / Фото: unsplash.com
Конечно, избавиться от бликов можно и без полярика — перемещая камеру и свет, — но с ним работать проще и удобнее. Подробнее о том, что такое поляризационный фильтр и как выбирать полярик, читайте в этом материале.
Начнем с того, что многие предметчики-профессионалы даже автомобильные шины снимают на макро-стёкла, потому что у этих объективов очень хорошая резкость. Но если вы пока не такой гуру, а в кадре что-то относительно большое (посуда, крупные украшения, сувениры), можно спокойно справиться и без макро.
Однако всё же есть ряд сюжетов, которые без специального макрообъектива снять просто невозможно. Речь о ситуациях, когда нужно, чтобы объект на фотографии был такого же размера, как в реальности, или выглядел крупнее. Особенно это актуально для съёмки ювелирных изделий.
Классический каталожный снимок с кольцом / Фото: ecommercephoto.co
Макрообъектив должен решать две главные проблемы макрофотографии: давать хорошую детализацию и уметь фокусироваться близко. Например, достойными характеристиками отличаются Sony FE 90mm f/2.8 Macro G или Nikon 105mm f/2.8G Micro-Nikkor.
Отметим, лучше всего покупать родной для вашей системы макрообъектив: Nikon для Nikon, Canon для Canon. Аналоги от сторонних производителей могут иметь проблемы с резкостью, за исключением, пожалуй, Sigma — у них есть очень достойные стёкла Sigma AF 105mm f/2.8 для Nikon и Sigma 70mm f/2.8 DG Macro для Sony.
В качестве альтернативы макро-объективам можно использовать макрокольца — это специальная насадка, которая устанавливается с тыльной стороны объектива и позволяет ему работать с мелкими предметами. Макро-кольца бывают автофокусными и ручными. С автофокусными проще работать, а ручные существенно дешевле, но фокусировать их придётся самостоятельно, что усложняет процесс съёмки.
Предметная фотография может быть очень разнообразной и отвечать разным целям. Предметка — не всегда детальная презентация объекта. Иногда ключевая задача съёмки — создать особую атмосферу. Например, это актуально для кулинарных блогов или меню ресторанов. Световые схемы и лайфхаки для фуд-фотографии вы найдёте в этом материале.
Подобные натюрморты очень требовательны к выбору объектива / Фото: unsplash.com
Так, если вам важно, чтобы задний план был размыт, как в примере выше, нужен достаточно длиннофокусный светосильный объектив. Например, подобные натюрморты, как ни удивительно, часто снимают на классические портретные объективы, у которых совсем небольшая глубина резкости.
Небольшая глубина резкости — интересный инструмент: например, она помогает создать эффект застывшего времени. Посмотрите, как сахарная пудра «замерла» в воздухе / Фото: unsplash.com
Например, для создания подобных изображений хорошо подойдут Canon RF 50mm F1.8, Sony FE 85mm f/1.8, Nikon Z 135mm f/1.8. О том, какими в целом могут быть портретные объективы, и как выбрать подходящий, читайте в этом материале.
Тилт-шифт — очень необычный класс объективов, конструкция которых позволяет наклонять и сдвигать оптическую ось при съёмке. На практике это означает, что с помощью такого объектива можно уместить в плоскость резкости то, что при использовании обычного стекла законы физики сделать бы не позволили.
Конструкция тилт-шифт объектива. Обратите внимание на колесо у основания — оно позволяет регулировать наклон / Фото: digitalcameraworld.com
Например, это может быть полезно в таких ситуациях. Внимательно посмотрите на два снимка ниже: на первом — съёмка без тилт-шифта, и задний ряд бусин уходит в размытие, на втором, где используется тилт-шифт — всё резкое.
Второй снимок выглядит сочнее и дороже / Фото: photigy.com
Такого же эффекта можно добиться и на постобработке, если использовать, например, технику стекинга по резкости, но ретушь отнимет у вас дополнительное время.
Также учтите, что при стекинге не всегда удобно снимать с импульсным светом. Дело в том, что в этой ситуации камера делает несколько кадров со сдвигом по резкости, а потом автоматически или вручную склеивает их. И на каждый кадр при съёмке с импульсом нужна вспышка. Да, мощные вспышки способны справиться с такой задачей, а вот компактные накамерные могут давать осечки.
В этом плане тилт-шифт объектив очень облегчает работу с некрупными объектами, для которых не хватает глубины резкости.
Резюмируя, предметная фотография — очень интересный и разнообразный жанр. Чтобы преуспеть в нём, важно не только подобрать правильный объектив, но и озаботиться другим оборудованием: фонами, правильными источниками света и отражателями. Подробнее о том, что пригодится фотографу-предметчику, читайте в этом материале.