Объективы для предметной фотографии: какие бывают и как выбрать

Предметная фотография — одно из самых разнообразных направлений. В него входит съёмка и маленьких предметов — например, ювелирных украшений, — и довольно крупных объектов: допустим, бытовой техники или детских колясок. Также предметка очень неоднородна по жанру и стилистике: каталожная съёмка, фуд-съёмка, рекламная фотография. Каждая из этих задач требует индивидуального подхода и своих специфических инструментов.

В этом материале расскажем, какие объективы подходят для разных направлений предметной фотографии и поможем вам выбрать подходящий.


  1. Штатные зум-объективы для предметной фотографии
  2. Макрообъективы для съёмки мелких предметов
  3. Объективы для съёмки меню и лайфстайл-натюрмортов
  4. Тилт-шифт объективы для сложных натюрмортов

Для каталожной предметной фотографии важно, чтобы объект в кадре был резким и хорошо считывался / Фото: unsplash.com


Штатные зум-объективы для предметной фотографии

Это самый распространённый класс объективов, которые подходят для съёмки любых сюжетов. Как ни удивительно, очень часто для предметки лучше всего подходит именно такое универсальное стекло, которое «обо всём и ни о чём».

Например, популярные сегодня натюрморты-флетлей (плоские раскладки, снятые с верхней точки) удобнее снимать как раз на штатный объектив, чье фокусное расстояние лежит в пределах 18-55 мм. С более длинными объективами, идеально подходящими, например, для макросъёмки, будет не так удобно: им нужно достаточно большое расстояние до объекта съёмки, поэтому камеру придётся поднимать высоко.


Флетлей-натюрморт с мюслями, печеньем и молоком / Фото: unsplash.com

Также работать со штатным объективом — хорошая идея для фотографа, у которого нет строгой специализации. Специфические предметные объективы, о которых речь пойдёт ниже, зачастую стоят дорого и отвечают далеко не всем задачам, потому универсальный объектив в этом плане выигрывает.

Ещё универсальный объектив будет хорошим выбором для съёмки крупных предметов: например, мебели, бытовой техники. 

Кстати, независимо от того, что именно будет в кадре, фотографу-предметчику точно пригодится поляризационный фильтр — он позволяет убирать ненужные отражения на блестящих поверхностях.


Например, такой фильтр — незаменимая вещь при съёмке часов. С ним стекло не будет бликовать, а значит, стрелки и цифры останутся хорошо различимыми / Фото: unsplash.com

Конечно, избавиться от бликов можно и без полярика — перемещая камеру и свет, — но с ним работать проще и удобнее. Подробнее о том, что такое поляризационный фильтр и как выбирать полярик, читайте в этом материале.


Макрообъективы для съёмки мелких предметов

Начнем с того, что многие предметчики-профессионалы даже автомобильные шины снимают на макро-стёкла, потому что у этих объективов очень хорошая резкость. Но если вы пока не такой гуру, а в кадре что-то относительно большое (посуда, крупные украшения, сувениры), можно спокойно справиться и без макро.

Однако всё же есть ряд сюжетов, которые без специального макрообъектива снять просто невозможно. Речь о ситуациях, когда нужно, чтобы объект на фотографии был такого же размера, как в реальности, или выглядел крупнее. Особенно это актуально для съёмки ювелирных изделий.


Классический каталожный снимок с кольцом / Фото: ecommercephoto.co

Макрообъектив должен решать две главные проблемы макрофотографии: давать хорошую детализацию и уметь фокусироваться близко. Например, достойными характеристиками отличаются Sony FE 90mm f/2.8 Macro G или Nikon 105mm f/2.8G Micro-Nikkor.

Отметим, лучше всего покупать родной для вашей системы макрообъектив: Nikon для Nikon, Canon для Canon. Аналоги от сторонних производителей могут иметь проблемы с резкостью, за исключением, пожалуй, Sigma — у них есть очень достойные стёкла Sigma AF 105mm f/2.8 для Nikon и Sigma 70mm f/2.8 DG Macro для Sony.

В качестве альтернативы макро-объективам можно использовать макрокольца — это специальная насадка, которая устанавливается с тыльной стороны объектива и позволяет ему работать с мелкими предметами. Макро-кольца бывают автофокусными и ручными. С автофокусными проще работать, а ручные существенно дешевле, но фокусировать их придётся самостоятельно, что усложняет процесс съёмки.


Объективы для съёмки меню и лайфстайл-натюрмортов

Предметная фотография может быть очень разнообразной и отвечать разным целям. Предметка — не всегда детальная презентация объекта. Иногда ключевая задача съёмки — создать особую атмосферу. Например, это актуально для кулинарных блогов или меню ресторанов. Световые схемы и лайфхаки для фуд-фотографии вы найдёте в этом материале.


Подобные натюрморты очень требовательны к выбору объектива / Фото: unsplash.com

Так, если вам важно, чтобы задний план был размыт, как в примере выше, нужен достаточно длиннофокусный светосильный объектив. Например, подобные натюрморты, как ни удивительно, часто снимают на классические портретные объективы, у которых совсем небольшая глубина резкости.


Небольшая глубина резкости — интересный инструмент: например, она помогает создать эффект застывшего времени. Посмотрите, как сахарная пудра «замерла» в воздухе / Фото: unsplash.com

Например, для создания подобных изображений хорошо подойдут Canon RF 50mm F1.8, Sony FE 85mm f/1.8, Nikon Z 135mm f/1.8. О том, какими в целом могут быть портретные объективы, и как выбрать подходящий, читайте в этом материале.


Тилт-шифт объективы для сложных натюрмортов

Тилт-шифт — очень необычный класс объективов, конструкция которых позволяет наклонять и сдвигать оптическую ось при съёмке. На практике это означает, что с помощью такого объектива можно уместить в плоскость резкости то, что при использовании обычного стекла законы физики сделать бы не позволили.


Конструкция тилт-шифт объектива. Обратите внимание на колесо у основания — оно позволяет регулировать наклон / Фото: digitalcameraworld.com

Например, это может быть полезно в таких ситуациях. Внимательно посмотрите на два снимка ниже: на первом — съёмка без тилт-шифта, и задний ряд бусин уходит в размытие, на втором, где используется тилт-шифт — всё резкое.


Второй снимок выглядит сочнее и дороже / Фото: photigy.com

Такого же эффекта можно добиться и на постобработке, если использовать, например, технику стекинга по резкости, но ретушь отнимет у вас дополнительное время.

Также учтите, что при стекинге не всегда удобно снимать с импульсным светом. Дело в том, что в этой ситуации камера делает несколько кадров со сдвигом по резкости, а потом автоматически или вручную склеивает их. И на каждый кадр при съёмке с импульсом нужна вспышка. Да, мощные вспышки способны справиться с такой задачей, а вот компактные накамерные могут давать осечки.

В этом плане тилт-шифт объектив очень облегчает работу с некрупными объектами, для которых не хватает глубины резкости.

Резюмируя, предметная фотография — очень интересный и разнообразный жанр. Чтобы преуспеть в нём, важно не только подобрать правильный объектив, но и озаботиться другим оборудованием: фонами, правильными источниками света и отражателями. Подробнее о том, что пригодится фотографу-предметчику, читайте в этом материале.

Напишите нам