Путь любого начинающего фотографа стартует с покупки техники. Однако этап выбора аппаратуры часто вызывает у новичков множество вопросов и сомнений: рынок предлагает такое разнообразие, а ты ещё совсем плохо разбираешься в вопросе.
О том, что пригодится начинающему фотографу, расскажем в этом материале.
Аппаратура имеет значение, но не определяет профессионализм фотографа / Фото: unsplash.com
В этой статье:
Самый распространённый и одновременно бесполезный вопрос, который задают те, кто хотят попробовать себя в фотографии — какую камеру купить начинающему фотографу? Хотите максимально честный ответ от профессионала, у которого нет цели продать вам свой старый фотоаппарат? Можно брать любую, которая укладывается в ваш бюджет.
Проблема новичков часто кроется в том, что они пока не знают, что именно будут снимать, или хотят фотографировать всё и сразу. Это нормально, ведь чтобы определиться, в каком направлении двигаться, надо сначала пробовать свои силы — можно даже, снимая на смартфон. А вот когда уже появилось творческое понимание, стоит покупать камеру со специализацией. Например:
Но вот вопрос — что брать, если хочется снимать и детские утренники, и красивых девушек в студии?
Какую камеру выбрать в итоге? / Фото: unsplash.com
Усреднённый ответ — покупайте любой из вариантов, который укладывается в ваш бюджет, снимайте на него полгода, а после смотрите, что вас не устраивает, чего не хватает. Например, если взяли кроп и поняли, что недостаточно рабочих ISO — всё шумит, — присмотритесь к полному кадру.
Определённо точно не стоит брать дорогущий флагман, даже если вы сын или дочь миллионера. Новинки после покупки быстро теряют в цене, а начинающий фотограф столь же быстро может разочароваться в новом хобби или понять, что камера, которую он купил, совершенно не подходит под его цели.
Первую камеру можно купить и с рук, изрядно сэкономив. Однако при покупке б/у-техники стоит смотреть на общее состояние оборудования, адекватность стоимости — чтобы цена не была совсем уж заниженной — и остерегаться традиционных «свадебных» моделей (это, например, Sony A7 III, Canon R6 и Canon R6 II).
Где бы вы не покупали камеру, её важно подержать и покрутить в руках, посмотреть, как меняются настройки, убедиться, что вам удобно — у каждого производителя аппаратуры свой подход к управлению. Переучиться с одной системы на другую, конечно, можно, но зачастую всем лень, поэтому первая остаётся с фотографом надолго.
Что касается объективов, у них также есть свои специализации. Первый объектив — чаще всего штатный зум, который идёт в комплекте с камерой, и это правильно. Такие стёкла достаточно универсальны, но вместе с тем быстро надоедают вдумчивым начинающим, поэтому они начинают присматривать себе что-то ещё. Вторым обычно становится светосильный фикс на 50 мм, который даёт небольшое размытие фона. А уже после к фотографу приходит понимание, чего именно он хочет от оптики, и вопрос «какую брать» исчезает сам собой.
Больше информации о объективах вы найдёте здесь. Достаточно подробно о стёклах для портретной съёмки мы писали здесь. Об объективах, хорошо подходящих для съёмки спорта — тут.
Один нюанс. Если бюджет на покупку фототехники для начинающего совсем небольшой (40-70 тысяч рублей), есть смысл присмотреться к хорошо снимающим смартфонам в этой ценовой категории: например, Google Pixel 7A, Samsung Galaxy A54, Poco F5, Xiaomi 14, OnePlus 11. Покупать совсем старую или слишком простую камеру — сильно усложнить себе начало пути.
Среди светового оборудования самый простой и в то же время универсальный вариант для начинающего фотографа — отражатель. Во-первых, это максимально бюджетная и компактная вещь, которая позволяет достаточно качественно работать со светом. Во-вторых, отражатель полезен во многих сферах фотографии: незаменим для портретиста или свадебщика (причём используется и при съёмке с естественным светом, и в студии), полезен для предметчика или макрофотографа — разве что чистокровному репортажнику отражатель нужен редко.
С помощью стандартного комплекта «5 в 1» можно подсвечивать тени при работе в контровике, немного смягчать свет при использовании любого резкого источника в схеме, менять баланс белого, делать рисунок более мягким и отсекать свет, используя «чёрный флаг». Согласитесь, неплохо для аксессуара стоимостью в 3-5 тысяч рублей. Подробнее о том, как работать с отражателем, читайте в этом материале.
Портреты с отражателем получится снимать и без ассистента. Например, в некоторых случаях модель может сама держать его в руках / Фото: digital-photography-school.com
При выборе отражателя обращайте внимание на его размер: чем больше область, которую мы подсвечиваем, тем больше нужен отражатель. Для мелкой предметки подойдёт совсем маленький (до 60 сантиметров), для ростовых портретов нужен большой (от метра и больше).
Если требуется более серьёзная аппаратура для студийной работы, стоит присмотреться к источникам постоянного света. Они встречаются в разных форм-факторах: например, это могут быть кольцевые лампы или моноблоки.
С постоянным светом начинающим обычно проще работать, чем с импульсным (вспышками) по одной причине: постоянный свет видно сразу, а вспышки загораются только в момент спуска
затвора. Поэтому с источниками постоянного света удобнее строить световые схемы. Кроме того, если используется несколько ламп, их легче сбалансировать по мощности. Простые, но хорошие схемы света вы найдёте в этом материале.
Альтернативой для отражателей могут стать накамерные компактные вспышки или полноценные студийные моноблоки. Начинающему стоит обратить внимание в первую очередь на накамерные модели, совместимые с фотоаппаратом и поддерживающие режим TTL — в нём вспышка автоматически считывает настройки камеры и сама задаёт правильную мощность. Это простой режим работы с импульсным светом, при котором глубоко в теорию можно не погружаться.
Также очень полезно иметь октобокс для накамерной вспышки — это специальная насадка, которая надевается на вспышку, чтобы сделать свет более мягким. Отличный вариант, если нужно снимать, например, портреты.
Для защиты объектива от грязи, пыли и случайных повреждений стоит купить защитный фильтр, подобрав подходящий по диаметру. Это вдвойне актуально, если вы приобрели не самый дешёвый объектив, и посадить на него царапину особенно жалко.
Также стоит помнить, что любая техника нуждается в уходе. Матрицу фотоаппарата начинающему лучше самостоятельно не чистить, а вот линзы объективов испачкаются в любом случае. Чтобы поддерживать их в хорошем состоянии, рекомендуем купить специальный карандаш или грушу, кисть и набор тряпочек. Помните о том, что чистить нужно не только переднюю, но и заднюю линзу — она часто заляпывается при смене объективов.
Особенно сильно линзы могут пачкаться при съёмке в дождь, ветер или на пляже / Фото: unsplash.com
Ещё одна полезная штука, о которой часто забывают начинающие — сменный аккумулятор для камеры. Это актуально, если вы планируете проводить достаточно длинные съёмки или брать фотоаппарат с собой в поездки, где не будет возможности его подзарядить. Дополнительный аккумулятор не позволит невовремя севшей батарейке лишить вас хороших кадров.
Помните о том, что на время работы аккумулятора также влияет и погода — чем холоднее, тем быстрее камера будет разряжаться. Подробнее о съёмке в холодное время года читайте в этом материале.