Ретушь портрета — самый трудоёмкий и долгий этап работы. Зачастую на обработку кожи, волос и прочих нюансов уходит гораздо больше времени, чем на само фотографирование. Поэтому фотографы готовы на многое, чтобы уменьшить количество необходимой ретуши.
В этом материале собрали советы, которые позволят свести к минимуму ретушь портрета, упростить её или вовсе обходиться без обработки.
Все хотят красивых фото, но никто не хочет тратить часы на обработку / Фото: unsplash.com
В этой статье:
О простых, но эффективных техниках ретуши портрета мы писали здесь. Сегодня поговорим о том, как снимать, чтобы обработка снимков практически не требовалась.
Есть простое правило: получить заведомо красивые гармоничные снимки легче, если вы снимаете что-то красивое и гармоничное. Поэтому при подготовке модели к фотосессии стоит привлекать профессионалов — парикмахеров, стилистов и визажистов. Времени на обработку портрета уйдёт значительно меньше, если у модели: изначально ровный тон кожи, волосы лежат ровно и не электризуются при движении, одежда не смята, не морщинится, не просвечивает и подчёркивает достоинства.
Казалось бы, банальный совет, но с его помощью можно вдвое сократить объём обработки. Почему? Дело в том, что чаще всего на этапе ретуши мы исправляем три вещи:
Первую проблему процентов на 80% решают хорошая подготовка образа и мейка, а вот о двух других речь пойдёт дальше.
Хороший мягкий свет — второй важный компонент быстрой и беспроблемной ретуши. Мягкий — это когда переходы от светов к теням плавные, а контраст небольшой: то есть разница между самыми светлыми и самыми тёмными участками не слишком велика.
При правильно поставленном мягком свете на лице модели не будет ни чёрных теней, ни блестящих бликов — такой подход максимально упрощает ретушь.
Главный принцип получения мягкого света — использовать большой источник. Например, чем больше площадь октобокса или другого рассеивателя, который вы используете, тем мягче будет свет.
Мягкий свет. Светотеневые переходы практически незаметны / Фото: unsplash.com
При съёмке под солнцем, например, более мягкий свет можно получить, пропустив свет солнца через полупрозрачный рассеиватель. Такой рассеиватель входит в стандартный набор отражателей 5 в 1.
Наш лучший друг для уменьшения количества ретуши — заполняющий свет. О том, что такое типы света и как строить схемы света, читайте в этом материале.
В качестве источника заполняющего света можно также использовать отражатель. В самом простом варианте — при съёмке крупного портрета — модель может даже самостоятельно держать его в руках. Подробнее о работе с отражателями мы писали здесь.
Внимательный зритель заметит в глазах модели контур отражателя / Фото: unsplash.com
Будьте осторожны с контровым светом. Да, это мощный инструмент, который позволяет добавить снимкам объёма и глубины. Например, если использовать в качестве контровика тёплый жёлтый свет, можно получать очень атмосферные портреты.
Однако с контровиком нужно уметь работать. Для сглаживания текстуры кожи ставьте его так, чтобы свет летел в затылок модели или сверху на волосы. Но ни в коем случае не сзади, вдоль щеки — это подчеркнет все неровности на коже и пушковые волосы. Поверьте, есть они почти у каждого, но ни одна модель не скажет вам «спасибо» за внезапно возникшие бакенбарды или бороду.
Испортить цвет кожи могут не только волнение или неумелый визажист, но и неправильный свет. Особенно легко получить серо-буро-малиновую кожу, если вы работаете:
Сначала два слова про флуоресцентных монстров, которые способны «убить» важную съёмку. С ними можно, например, столкнуться при съёмке в ЗАГСе, отеле или другом помещении, где вроде бы не темно. Проблема этих ламп в том, что у них часто бывает прерывистый и урезанный спектр.
Чтобы не погружаться глубоко в физику света и цвета, скажем так: цвет — это способность предмета отражать лучи определённой длины. То есть, какого цвета будет предмет (в нашем случае — лицо модели) напрямую зависит от того, какие лучи излучает лампа. Если в спектре лампы нет половины цветов, которые способна отражать кожа, то на фотографиях она запросто станет жёлто-серой с малиновыми и зелёными вкраплениями. Согласитесь, зрелище сомнительное.
Спектр солнца — идеал, к которому все стремятся — и спектр разных типов ламп / Фото: physicsforums.com
Поэтому фотографам-репортажникам стоит с огромной осторожностью относиться к встроенным в локацию источникам искусственного света. Лучше носить свою аппаратуру, которая точно не создаст таких сюрпризов.
Впрочем плохой цвет кожи можно получить даже с нормальными светильниками, если неправильно их настроить. Самая распространённая проблема — когда используются несколько постоянных источников света, которые чуть-чуть отличаются по температуре. Например, лампа на 6500 К и на 5000 К в одной схеме света — прямая дорога к возне со скинтоном на постобработке.
Среди источников постоянного света часто встречаются лампы, цвет которых можно регулировать — это удобно, но следите, чтобы значения были одинаковыми.
Также часто проблемы с цветом кожи возникают, когда искусственный свет смешивается с естественным. Чтобы их избежать, нужно знать основные цифры:
Температуру искусственного света нужно подгонять под эти цифры, тогда с цветом всё будет в порядке.
Есть золотое правило: всё, что можно поправить в ходе фотосессии, нужно поправить в ходе фотосессии. Если у модели растрепалась причёска — исправляем, если заблестел нос — запудриваем, показалась бретелька нижнего белья — убираем.
Понятно, что абсолютно за всем не уследишь, но чем больше внимания деталям фотограф уделит на площадке, тем меньше потом исправлять. Согласитесь, проще один раз скорректировать что-то руками на съёмке, чем корпеть над десятками снимков во время обработки.
Это касается не только образа и внешнего вида модели, но и правильности постановки света. Если в процессе фотосессии вы поменяли свет, и он неудачно лёг — нарисовал на лице тени или подчеркнул текстуру кожи, — это опять же лучше исправить на месте.
Следите за наклоном и углом поворота головы модели. Не позволяйте слишком задирать нос — это портит овал лица и добавляет ретуши / Фото: unsplash.com
Помните, чем сложнее схема света, с которой вы работаете, тем более опытной должна быть модель. Для начинающих и детей лучше ограничиваться одним-двумя источниками света.
У каждой камеры есть несколько цветовых профилей, которые влияют на то, как устройство интерпретирует информацию о цвете и контрасте.
Снимая портрет, отдавайте предпочтение портретному или другому профилю с низким контрастом. Например, у некоторых производителей это может быть Neutral, Soft и подобные.
Избегайте профилей, заточенных под съёмку пейзажей: у них усиленный контраст и слишком насыщенные для портретной фотографии цвета.
Существуют специальные фильтры, которые смягчают картинку и убирают лишние детали ещё на этапе фотографирования — софт-фильтры.
Если такого под рукой нет, можно использовать дедовский метод и натянуть на объектив капроновые колготки — они дают схожий эффект. Ещё один способ получить сглаживание — тонким слоем намазать стекло жирным кремом. Важно! Не мажьте объектив — его потом не отмоешь. Лучше использовать бюджетный защитный светофильтр — вот его можно спокойно ополоснуть под краном или протереть салфеткой. Подробнее о том, как выбрать подходящий светофильтр для объектива, читайте в этом материале.