Фокусировка отвечает за резкость, а это — один из важнейших признаков технического качества фотографии. У современных систем автофокуса немало настроек, в которых важно разбираться, чтобы получать чёткие снимки.
О том, какие ручные режимы фокусировки бывают у фотоаппаратов и как приручить автофокус, читайте в этом материале.
Размытая картинка призывает к точной фокусировке / Фото:unsplash.com
В этой статье:
Ручной режим фокусировки есть в большинстве камер, но в работе он используется достаточно редко. Обычно речь идёт о съёмке предметки или пейзажей со штатива.
Так, например, ручной режим удобен при съёмке натюрморта, поскольку позволяет совершенствовать кадр в процессе: поставил сцену, сфокусировался на главном объекте, и потом можно сколько угодно корректировать композицию, ведь основной «герой снимка» остается на месте. Автофокус в этой ситуации будет только мешать, цепляясь за новые объекты, которые появляются в кадре.
То же самое с пейзажами. Если вы, например, снимаете таймлапс, это удобно делать с ручной фокусировкой: внезапно пролетевшая через кадр птица точно не перетянет фокус на себя и не испортит картинку.
Ещё ручной фокусировкой часто пользуются при съёмке макро. Когда главный объект в кадре мелкий, а концентрироваться нужно очень близко к линзе, автофокус может тормозить и барахлить.
Но всё это — довольно частные и специфические случаи. Для съёмки подвижных объектов ручной фокус подходит плохо. Конечно, есть спецы, которые годами взращивают такой навык, но это скорее исключение, чем правило. На практике же умение фокусироваться с рук — не ключевое, поскольку существует множество хороших автофокусных объективов.
Автофокус — штука очень распространённая, но тут есть один нюанс: не обольщайтесь приставкой «авто-» в слове «автофокус». Автоматическая фокусировка не означает, что камера сама сфокусируется там, где вам нужно. Только то, что фотоаппарат автоматически сфокусируется — где-нибудь.
У автофокуса много видов и настроек, которые нужно понимать и уметь использовать, чтобы получать резкие и красивые картинки. Разберёмся поподробнее.
Первое важное понятие, которое нужно знать при разговоре об автофокусе — фокусировочная рамка, или фокусировочная точка. Это место на изображении, в котором камера будет пытаться сфокусироваться, поэтому точку нужно ставить на главный объект в кадре — тот, что должен быть максимально резким. Например, если это портрет, фокусировочную точку следует смещать на глаза человека.
Так выглядит фокусировочная рамка на беззеркалке и меню выбора точки на зеркальной камере / Фото: Иллюстрация: digitalcameraworld.com, youtube.com
У большинства современных камер зона фокусировки может быть разных размеров: допустим, маленькая точка, крест, участок среднего размера или зона, занимающая весь кадр.
Выбор размера зоны автофокуса зависит от того, насколько велик главный объект — область фокусировки должна быть ему соразмерна. Например, если это сверхростовой портрет ребёнка, играющего на лугу — нужна маленькая точка, если крупный план — удобнее работать со средней зоной. Впрочем, последнее — во многом дело предпочтений, привычек и того, как ведёт себя конкретная камера.
Автофокус «по всему полю» обычно применяют вместе со следящим автофокусом при съёмке быстрого движения. Подробнее об этом режиме речь пойдёт в следующем разделе.
Эта важная настройка имеет значение при съёмке движения в режиме серийной съёмки — в противном случае она бесполезна. Есть три основных режима:
Тут фишка в том, что когда вы снимаете движение на серийной съёмке, камера может или фокусироваться отдельно на каждый кадр, или нет. Например, при использовании AF-S, если вы снимаете собаку, которая бежит в вашу сторону, камера сфокусируется при первом кадре и закрепит фокус там, где собака была в этот момент. Поэтому если к моменту третьего кадра пёс оказался на два метра ближе к вам, из кадра он «выскочит».
Пёсики «выбежали» из резкости. Самая резкая часть — грудь собаки, бегущей позади, и это типичная ошибка по фокусу / Фото: unsplash.com
В режиме AF-C камера будет автоматически менять фокус при каждом кадре. Единственный момент — важно следить, чтобы объект оставался в пределах фокусировочной рамки, потому что камера в любом случае будет пытаться захватить точку внутри — ей всё равно, есть в рамке главный объект или уже убежал.
Следящий фокус встречается не в каждой камере, но это достаточно удобный режим, в котором автоматика распознаёт объект и пытается следить за ним, куда бы он ни двигался. Даже если герой снимка вышел за край фокусировочной рамки, фокус всё равно последует за ним — главное, держать его в границах кадра.
Во многом из-за сложностей с фокусировкой съёмка домашних животных считается одним из самых сложных жанров в фотографии / Фото: unsplash.com
Ближе всего к автоматике подошли последние модели современных беззеркалок, у которых есть системы автофокуса, способные распознавать объекты в кадре. Они могут отличать людей от самолётов, а собак от уток и фокусироваться не куда-нибудь, а птичке прямо в глаз.
Звучит всё это очень привлекательно, но, к сожалению, есть два минуса. Во-первых, такие системы встречаются у наиболее свежих, а значит, и у наиболее дорогих моделей. Например, за интеллектуальные функции хвалят Sony Alpha A7С II. А во-вторых, автоматика работает не всегда стабильно и не всегда хорошо. Допустим, автофокус по лицам людей встречается уже в достаточно бюджетных моделях — например в Fujifilm X-T20, — но иногда он может даже мешать: при съёмке группового портрета на улице «цепляться» за случайных прохожих или внезапно «находить» чьё-то лицо среди ветвей деревьев.
Лица должны быть не в фокусе. Это тот самый случай, когда человек справится лучше автоматики / Фото: Алиса Смирнова
Во многом то, как камера будет фокусироваться, зависит от оборудования, которое вы держите в руках — от самой камеры и от объектива (светосильные портретники всегда медленнее фокусируются, чем спортивные зумы), — а также от ваших навыков. Но есть несколько приёмов и принципов, которые помогают в фокусировке: