Софтбокс — это насадка на источник света, чья главная задача — смягчить поток света (с английского «soft» — «мягкий»). При этом софтбоксы бывают разные и способны давать очень разный свет: от мягкого заполняющего, подходящего для новорожденных и женских портретов, до более выраженного и направленного, который пригодится для съёмки брутальных спортсменов.
О том, какие бывают софтбоксы и как правильно их выбирать, читайте в этом материале.
Большие белые штуки слева и справа — восьмиугольные софтбоксы / Фото: unsplash.com
В этой статье:
Квадрат или прямоугольник — это классический, наиболее универсальный вид софтбокса, который используется для самых разных съёмок: от портрета до предметки.
Прямоугольные софтбоксы разных размеров / Фото: raylab.ru
От формы и типа софтбокса многое зависит. В том числе:
Ничего примечательного в самой прямоугольной форме нет — это просто база, поскольку такие софтбоксы удобно производить и хранить.
Также форма рассеивателя влияет на форму блика в глазах модели. Это может быть важно при съёмке крупных портретов / Фото: unsplash.com
Один из самых распространённых видов софтбоксов — октобоксы. Это большие восьмиугольные модели, которые чем-то напоминают раскрытый зонт с затянутым низом.
Сегодня октобоксы можно встретить даже чаще, чем обычные прямоугольные софтбоксы. Они хорошо сворачиваются, а ещё их удобно хранить / Фото: unsplash.com
Октобоксы — главные спонсоры очень мягкого рассеянного света.
Характерные сценарии использования:
Достаточно близки к октобоксам по характеру света сферические софтбоксы, или, как их ещё называют, чайнабоулы. Внешне эти рассеиватели напоминают воздушный шар или китайский фонарик, а их ключевая особенность в том, что они не просто смягчают свет, но и распространяют его практически во все стороны. Октобоксы же, напротив, дают более направленный поток.
Сферические софтбоксы сейчас в тренде. С ними легко работать начинающим, а ещё их удобно хранить / Фото: Алиса Смирнова
Чайнабоулы любят портретисты, поскольку эти софтбоксы дают красивый круглый блик в глазах. Также такие рассеиватели хорошо подходят для видеосъёмки, поскольку равномерно заполняют помещение светом.
Ещё один распространённый вид рассеивателей — стрипбоксы. Это узкие длинные софтбоксы, которые обычно выглядят так.
Можно встретить более длинные стрипбоксы и варианты покороче / Фото: raylab.ru
Идея стрипбокса в том, чтобы делать узкий, направленный поток света. Как правило, он необходим для создания контрастных и драматичных портретов — особенно актуально для низкого ключа.
Суть в том, что подобные рассеиватели смягчают поток света, но делают его прицельным. Посмотрите на изображение выше: девушка подсвечена, но на фон луч практически не попадает.
Стрипбоксы часто используют для мужского портрета и съёмки спортсменов / Фото: youtube.com
Впрочем, стрипбокс — не единственный способ сделать свет менее рассеянным и более направленным. Практически для любого софтбокса можно подобрать соты — решётку из мягкой ткани, которая надевается на рассеиватель и придает свету выразительности.
Софтбокс с натянутыми сотами / Фото: wikimedia.org
Чаще всего соты идут в базовом комплекте при покупке софтбокса, но иногда производители отказываются от этого аксессуара, поэтому заранее обращайте внимание на состав набора.
Стрибокс+соты — классическая комбинация для брутальных мужских портретов / Фото: christianwebbphoto.com
Софтбоксы выбирают в зависимости от условий применения: будут ли они висеть на импульсном источнике света в фотостудии или нужны для работы на выездах.
Понятно, что в поле 180-сантиметровый октобокс мало кто потащит — нужен компактный вариант, а вот классические студийные софтбоксы могут быть сколь угодно большими. Кроме того, софтбоксы для репортажа должны быстро складываться и легко разбираться, поскольку подобная работа требует большей скорости.
Обычно за сборку-разборку отвечают пластиковые клипсы внутри софтбокса или по краю. Отгибаешь их — купол расправляется, загибаешь обратно — и софтбокс можно грузить в багажник. Иногда встречается конструкция, похожая на механизм зонта / Фото: Алиса Смирнова
Самый компактный вариант — софтбокс для накамерных вспышек. Это мягкая насадка, которая надевается прямо на источник импульсного света. Такие софтбоксы используются в условиях стремительного репортажа: например, при съёмке в ночном клубе или во время танцев на свадебном банкете.
Съёмка с компактным софтбоксом / Фото: photofocus.com
Как полноценный софтбокс смягчить свет такая насадка не может, но иногда бывает очень полезной. Допустим, если фотограф работает без ассистента в тесном помещении, и стойку с большим софтбоксом разместить банально негде.
Существуют более крупные быстроскладные софтбоксы. Их также удобно носить с собой, но при этом они дают свет студийного качества. Например, такие модификаторы можно использовать для постановочной съёмке молодожёнов или для того, чтобы засветить фотозону.
Гости заслуживают красивых снимков, и быстроскладные софтбоксы могут это обеспечить / Фото: Алиса Смирнова
Помимо «специализации» рассеивателя, о которой мы говорили в предыдущих разделах, важно обратить внимание на ряд общих моментов.
Во-первых, правильно выбрать размер. Чем компактнее софтбокс вы используете, тем для более крупной сцены он подходит. Например, с маленьким софтбоксом можно снимать только крупный портрет (когда в кадре одна голова), а с длинным стрипбоксом или большим октбоксом можно браться за ростовой.
Отметим, существует мнение, что снять ростовые кадры реально и с маленьким софтом — надо только отодвинуть его подальше и прибавить вспышке мощности. Но на деле всё не так просто. Основная проблема кроется в том, что чем дальше мы относим источник света, тем более жёстким он становится. А раз идея софтбокса в том, чтобы поток смягчать, при таком подходе вся суть теряется.
Во-вторых, важно обратить внимание на байонет или крепление. Если у источника света — Bowens, а у софтбокса — Hensel, замучаетесь с установкой: нужно будет докупать переходники или исполнять танцы с бубнами и мотком скотча. Чаще всего, можно встретить Bowens, но иногда попадается экзотика.